Уважаемые родители! Убедительная просьба выполнять рекомендации в тетрадях, которые вы получаете в конце недели! Результатом нашей совместной работы станет правильная и красивая речь вашего ребёнка!

пятница, 23 февраля 2024 г.

 Развивающая предметно-пространственная среда как условие речевой активности дошкольников.

    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети с нарушениями речи, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми,застенчивыми,нерешительными.
      Развивающая предметно-игровая среда – это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Влияние предметно – игровой среды на развитие речи детей играет большую роль. Разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Однако ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи у детей дошкольного возраста:

1. Ситуативная речь, т. е неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Бедность словарного запаса, засорение речи сленгом из-за того, что современные дети с ранних лет привязаны к телевизору, телефону, компьютеру.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедность диалогической речи, неспособность вести доступный диалог.

5. Полиморфное нарушение звукопроизношения.

6.Неумение построить монолог: описательный рассказ на предложенную тему.

7. Отсутствие интонационной выразительности речи, неумение регулировать громкость голоса и темп речи.

При создании  развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать все эти проблемы и исходящие из этих проблем задачи.

Для создания  развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие речевой активности дошкольников целесообразно пополнить среду группы следующими материалами:

-наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры;

- лото «Животные», «Птицы», «Растения», «Игрушки», «Зоологическое лото», «Морские обитатели», «Овощи, фрукты», «Времена года» и другие;

-картотека игр и игры для развития грамматического строя: «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай-ка», «Какой? Какая? Какое?», «Чей?, Чья? Чьё?» и другие;

-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы, фразовые конструкторы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр. Для развития диалогической и монологической речи необходимо оформить зону для сюжетно-ролевых игр, где будут расположены все необходимые атрибуты для игр «Больница», «Аптека», «Семья», «Мы – пожарные», «Полицейский». В этих играх дети учатся вести диалог, правильно формулировать свои вопросы и ответы, поэтому эта зона тоже очень важна при создании предметно-игровой среды.

-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, логопедические игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания и игры на закрепление звуков в речи (лабринты, игры-бродилки, предметные картинки на все звуки), чистоговорки и поговорки;

- «звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «Делим слова на слоги», «Составь слово», «Составь предложение», «Где спрятался звук?», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, задания со словами и буквами;

-пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «Рисуем по клеточкам», обводки, штриховки;

- наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, наглядный материал, демонстрационный материал, книги должны храниться в доступных для ребенка местах и находиться в свободном доступе.

 Источник:

Предметно-развивающая среда как средство речевого развития дошкольников // nsportal.ru [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/30/predmetno-razvivayushchaya-sreda-kak-sredstvo-rechevogo/. Дата доступа: 22.02.2024.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий