Уважаемые родители! Убедительная просьба выполнять рекомендации в тетрадях, которые вы получаете в конце недели! Результатом нашей совместной работы станет правильная и красивая речь вашего ребёнка!

Методическая копилка






Использование эффективных компонентов здоровье сберегающих технологий в специально организованной деятельности

           
   Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
Поэтому одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в деятельности учителя-дефектолога в настоящее время становится использование здоровьесберегающих технологий.
Сегодня я хочу рассказать вам о тех  здоровьесберегающих компонентах, которые  я использую в своей  практической деятельности и которые вы можете использовать в специально-организованной и нерегламентированной деятельности:
1.   Дыхательная гимнастика.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Без дыхания нет речи, без дыхания нет жизни.
Дыхательная гимнастика является важной в коррекционной работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Обучать детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения  на коррекционных  занятиях я использую  не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут.
Упражнения дыхательной гимнастики я использую как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
На занятиях я  обучаю детей правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания), развиваю такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Для развития дыхания я  использую различные  игры и упражнения: «Забей мяч в ворота», «Горячий чай», «Сдуй пушинку, бабочку», «Вертушка» и т.п. 
Эти и другие упражнения дыхательной гимнастики вы можете использовать как общеоздоровительное средство в своей специально-организованной деятельности с детьми, как физкультминутку, в перерывах между занятиями, утром перед завтраком. Проведение дыхательных упражнений будет полезно на свежем воздухе, в процессе прогулки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Важной и неотъемлемой частью моей  работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение артикуляционных упражнений  помогает:
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
 - улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
 - уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Я провожу артикуляционную гимнастику каждый день на каждом занятии.
 Продолжительность гимнастики зависит от возможностей детей, как правило, не более 5 минут.
Вы можете использовать элементы артикуляционной гимнастики перед началом занятия или в перерывах между занятиями.
Мною были оформлены памятки по проведению артикуляционной гимнастики, которые были вывешены в родительские уголки каждой группы. Хочется отметить, что эти рекомендованные упражнения уже не первый год использует в своей деятельности с детьми воспитатель Тарасевич Е.В., что положительно сказывается на речевом развитии детей её группы.

3. Зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.
Я провожу зрительную гимнастику в течение 1-2х минуты в середине занятия, так же и вы можете использовать некоторые упражнения на своих занятиях. Вы можете использовать следующие упражнения: проследить за предметом (яркой игрушкой), проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить названные движения глазами и другие. У меня есть оформленная картотека, в которой описаны 15 комплексов зрительной гимнастики, которой вы можете воспользоваться, если вас это заинтересовало.
4. Пальчиковая гимнастика.
При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких движений рук, графомоторных навыков. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».
С этой целью я провожу на занятиях упражнения по развитию пальчиковой моторики, а также  самомассаж руки.
С упражнениями пальчиковой гимнастики вы все знакомы, поэтому я хочу остановиться на самомассаже рук. Недавно я приобрела в кабинет пружинные массажёры «Каштан» или су-джок шарики. Эти массажёры я использую на занятиях, как самостоятельное средство самомассажа: с помощью шарика мы массажируем ладони, а с помощью пружинного кольца удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм, так и вместе с любым стихотворением пальчиковой гимнастики. Одновременно массируем пружинками пальцы рук и произносим слова стихотворения. Например:

Этот пальчик самый сильный,
 Самый сильный и большой.
 Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
 Этот пальчик самый длинный
 И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
 Избалованный он самый,
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Массаж проводится до появления тепла. Эту работу вы можете проводить на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом. Я рекомендую вам приобрести такие массажёры, чтобы  разнообразить проведение пальчиковой  гимнастики и повысить к ней интерес детей.
Ещё одним из эффективных средств развития мелкой моторики, которое я использую в своей работе – это игры с прищепками. Для проведения игр я предварительно вырезала из картона различные фигурки, к которым в дальнейшем дети прикрепляют прищепки. Детям интересно не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирать из предложенных нескольких фигурок нужную. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Вы можете использовать игры с прищепками на своих занятиях для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
5. Релаксационные упражнения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий, либо после их окончания  я провожу упражнения на релаксацию, т.е. расслабляющие  упражнения, снимающие напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию рекомендуется проводить под спокойную расслабляющую музыку. В результате дети обучаются  управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.  Вы можете проводить релаксацию как в конце занятия, так и по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство во время занятия.
6. Кинезиологические  упражнения.
Эти упражнения повышают  стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. С этой целью в работе с детьми я использую следующие кинезиологические упражнения: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка", "Ухо-нос-хлопок", а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. Например, «Колечко»: поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется упражнение в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В  начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Все эти упражнения вы так же можете использовать в процессе занятий с детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные методы работы являются эффективными средствами коррекции,  помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.


Литература:
1. Е.С.Анищенкова. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. М., 2007.
2.   Н.В. Федина. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
// Логопед в детском саду. 2009. №4.





Биоэнергопластика
как средство коррекции нарушений речи


Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – дефектологов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кистиодной руки.
На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками учитель-дефектолог продолжает давать четкий образец движения.
Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.
I этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
II Этап – подготовительный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому могут способствовать различные игровые персонажи. Они подбадривают ребенка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации. Разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогают каждому ребёнку поверить в свои силы и стимулируют к новым успехам.
III Этап – основной. На этом этапе ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Общие упражнения можно выносить во фронтальные формы работы. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики. Выбор конкретного упражнения определяется этапом работы и темой фронтальных занятий. В течение недели комплекс не меняется. На следующей неделе одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется постепенное усложнение работы. Упражнения можно применять на занятиях с детьми любых возрастных групп. В зависимости от возраста меняется только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты.
IV Этап - Автоматизация полученных навыков.
Когда дети полностью освоят упражнения, они могут выполнять комплексы упражнений по заданию учителя-дефектолога. Так же учитель – дефектолог может рассказывать  сказку, а дети самостоятельно выполнять  артикуляционные упражнения с движениями рук. Повышают интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Можно сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в ПКПП дошкольного учреждения и школы, а также в  специализированной группе для детей с нарушениями речи.

Литература
1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова.– М.: АСТ: “Астрель”, 2007. – 60 с.
2. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles. - Дата доступа: 20.01.2016.
3. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. – 90 с.



Тема: Весна. 

Цель: Развивать связную речь детей, способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; закреплять умение составлять слова из слогов. Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Упражнять в пересказе текста с опорой на мнемотаблицу. Совершенствовать фонематическое восприятие.
- Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание навыков сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображения.
Оборудование: мяч, солнце из картона, прищепки жёлтого цвета, макет дерева, листочки из картона, карточки со слогами, наглядная схема для составления рассказа, мнемотаблица для пересказа, кубик для составления предложений.

Ход  занятия:
1.  Организационный  момент.
1.1.Приветствие.
Посмотрите, какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения (3 раза).
 1.2. Упражнение на внимание.
У тебя есть пальцы, ногти,
Руки есть, запястья, локти,
Ноги, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Есть колени, лоб, спина,
Голова – она одна.
Есть два уха, две щеки,
Брови, скулы и виски.
Подбородок есть и губы,
Глазки, нос, язык и зубы.

2. Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке».

3.  Введение  в  тему.
Светает рано по утрам,
Проталина и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышею капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
После какого времени года наступает весна, перед каким временем года? Когда наш язычок отправился на прогулку, он встретил Лесовичка, который рассказал ему, что с весной может произойти неприятность, её в лесу хочет задержать сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы к нам приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

4. Первое задание «Приметы весны».
Вам надо вспомнить приметы весны и составить о ней предложения. Поможет вам в этом кубик с картинками. Каждое предложение должно начинаться со слова Весной.
А теперь кто-нибудь расскажет о весне, используя наглядную схему.

5. Второе задание «Расколдуй солнце».
Ребята, посмотрите на наше солнце. Какое оно? (грустное, тёмное…) Наше солнышко заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным. Давайте расколдуем солнышко, придумаем красивые слова для него. Какое солнышко весной? (Дети цепляют к солнышку лучики-прищепки и говорят ласковые слова: тёплое, яркое, ласковое, доброе, согревающее…).
Посмотрите, как изменилось солнышко!
-Игра с мячом « Скажи наоборот».
Солнце было грустным, а стало весёлым.
Солнце было тусклым, а стало ярким.
Солнце было хмурым, а стало радостным.
Солнце было несчастным, а стало счастливым.

6. Физкультминутка «Солнце с неба посылает лучик».

7. Третье задание «Составь слово со слогов»
Посмотрите, какое дерево оставил нам Лесовичок. Оно не простое, а с заданием. Из слогов вам надо составить слова, назвать 1-ый и последний звук в слове, придумать предложение с этим словом. Начинать надо с первых слогов, они зелёного цвета. ( Слова: небо, лужи, трава, ветер).

8. Четвёртое задание «Пересказ».
Ребята, вы знаете, что весной прилетают не только птицы, но и появляются насекомые.  Какие? ( муравьи, мухи, жуки, бабочки…) Я вам прочитаю рассказ, вы его постарайтесь запомнить. ( Рассказ «Четыре бабочки»). А теперь постарайтесь его пересказать. Поможет вам наглядная схема.

9. Релаксация «Игра с бабочкой».

10. Итог занятия.
Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Вы очень старались и справились со всеми заданиями. Вам понравилось наше занятие? Какое задание понравилось больше всего?
За то, что вы выручили  Весну Лесовичок  передал вам солнечные медальки.


Литература:
1.О.А.Глушакова. Познаю, играю, отдыхаю… М.,2009.
2.Т.В.Пятница. Лексика + грамматика/ Часть 2. М.,2005.
3.Т.В.Пятница, Т.И.Прончак. По секрету всему свету расскажу. М.,2012.
4. Репина ЗЛ., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатерин­бург, 2005.




Самоанализ занятия.

При планировании данного коррекционного занятия была поставлена следующая цель: развивать связную речь детей, способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о погодных условиях в весеннее время.
Реализуя цель занятия, я выполнила коррекционные, развивающие, воспитательные задачи, которые заключались в следующем:
-Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; закреплять умение составлять слова из слогов. Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Упражнять в пересказе текста с опорой на мнемотаблицу. Совершенствовать фонематическое восприятие.
-Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, артикуляционную, мелкую и общую  моторику. Производить работу по автоматизации правильного произношения и дифференциации всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности, развивать координацию речи с движением, развивать память, внимание, мышление.
-Коррекционно-воспитательные: воспитывать  навыки  сотрудничества в игре; навыки активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображения.
Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия и с речевым дефектом детей; прослеживалось усложнение материала от простого к сложному, учитывалась смена поз детей, двигательная активность, смена видов деятельности и единый сюжет.
Основной метод, использованный мною на данном занятии – игра и игровые поручения. Так же используем и другие методы: наглядные, словесные и, как методический приём, сюрпризный момент.
Основной приём по формировании связной речи, используемый на данном занятии – работа с мнемотаблицами. Я считаю этот приём одним из самых эффективных в работе по развитию связной речи дошкольников. Так как мнемотаблицы несут в себе обучающую информацию и позволяют визуально отразить содержание текста в доступной для детей форме с помощью пиктограмм или условных значков. Впоследствии, глядя на картинки в мнемотаблице ребёнок на основе возникающих ассоциаций вспоминает и воспроизводит содержание текста.
В ходе коррекционного занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. На мой взгляд, поставленная цель и задачи коррекционного занятия были достигнуты. Дети справились с предлагаемыми заданиями.



Тема: Автоматизация звука Р.
Цель: Автоматизировать звук Р в словах.
Задачи:
1.     Упражнять в образовании существительных в Род. падеже.
2.     Упражнять в согласовании существительных с числительными.
3.     Упражнять в делении слов на слоги, в выделении 1-го звука в словах, в составлении предложений с заданным словом.
4.      Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Формировать длительную воздушную струю.
Оборудование: предметные картинки (помидор, арбуз, ведро, виноград, баран, пирамида), счётные палочки, мыльные пузыри, вертушка, развивающая игра «Рыболовы»

Ход занятия:

1.Артикуляционная гимнастика:
- упр.«Чашечка»
- упр.«Качели»
- упр.«Маляр»
- упр.«Шоколадка»

2. Фонетическая зарядка:
Ра - ра – ра                       Ар – ар – ар                         Ра – ро – ру - ры
Ро – ро – ро                     Ор – ор – ор                         Ар – ор – ур - ыр
Ру – ру – ру                     Ур – ур - ур
Ры – ры – ры                   Ыр – ыр – ыр

3.Формирование длительной воздушной струи: «Вертушка», мыльные пузыри (вдох носом, выдох ртом)

4.Произнесение чистоговорки:
Ра-ра-ра – рама, радуга, гора
Ры-ры-ры – рыба, рынок, комары
Ро-ро-ро – роза, родинка, ведро
Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру
Ар-ар-ар – повар, сахар, санитар
Ор-ор-ор – помидор, топор, забор

5.Пальчиковая гимнастика « На поляне стоит дом»
6. Развивающая игра « Чего не стало?»
Пирамида – не стало пирамиды
Ведро – не стало ведра
Баран - …
Помидор - …
Арбуз - …
Виноград - …

7. Согласование существительных с числительными. Упр. «Посчитай-ка» со счётными палочками.
Одно пёрышко, два пёрышка, три …
Одна дорога, две дороги, три …

8. Развивающая игра «Рыболовы»
Назвать картинку, посчитать количество слогов в слове, назвать 1-ый звук, придумать предложение с данным словом.



9. Итог занятия.



Самоанализ занятия.

При планировании данного коррекционного занятия была поставлена следующая цель: автоматизировать звук Р в словах.
 Реализуя цель занятия, я решала задачи, которые заключались в следующем:
ü Упражнять в образовании существительных в Род. падеже.
ü Упражнять в согласовании существительных с числительными.
ü Упражнять в делении слов на слоги, в выделении 1-го звука в словах, в составлении предложений с заданным словом.
ü  Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Формировать длительную воздушную струю.
Структура занятия выбрана в соответствии с видом занятия (индивидуальное занятие по звукопроизношению), возрастной группой ребёнка  и речевым дефектом.
Средства обучения в основном использованы наглядные.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.
Предварительная работа была проведена в полном объеме:
а) выучили пальчиковую гимнастику «На поляне стоит дом»; б) автоматизировали звук Р в слогах;  в) подготовили артикуляционный аппарат для произношения звука Р; г) познакомились с развивающими играми «Посчитай-ка» и «Чего не стало».

На мой взгляд, поставленная цель и задачи коррекционного занятия были достигнуты. Ребёнок справился с предлагаемыми заданиями.


Развитие познавательной сферы дошкольника
в процессе игровой деятельности


Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности. 
Психика содержит целый комплекс познавательных процессов, с помощью которых человек перерабатывает полученную информацию:
·                        память,
·                        внимание,
·                        восприятие,
·                        мышление,
·                        воображение,
·                        речь,
·                        ощущения.
Все познавательные способности взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому они должны развиваться в комплексе. Восприятие, ощущения и внимание занимаются получением информации из внешнего мира. Память, мышление и воображение перерабатывают поступившую информацию. Речь переводит эту информацию в слова, что позволяет ребёнку общаться.
В соответствие с показателями развития воспитанников от 5 до 6 лет,  познавательное развитие выпускника детского сада должно стремиться к следующим показателям:
Познавательная активность:
ü проявляет интерес к новым сферам окружающего мира, к умственной, поисковой деятельности;
ü интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями;
ü овладевает учебными умениями;
ü легко переносит представления и умения в новые условия, применяет их для решения новых интеллектуальных задач, использует различные способы получения знаний, активно экспериментирует.
Развитие сенсорных процессов:
ü дифференцирует сенсорные эталоны (различает цветовые тона по шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям и т.п.);
ü смешивает цвета, группирует геометрические фигуры, выстраивает сериационные ряды – больше – меньше, от тёмного к светлому и т. п.;
ü овладевает сложными приёмами наглядного моделирования: моделирует предметы (в конструировании, в аппликации…); звуковысотные отношения; состав слова; пространственные отношения между объектами;
ü овладевает сложными видами восприятия: владеет анализирующим восприятием, наблюдением.
Развитие внимания:
ü объём внимания расширяется до 5-7 объектов;
ü умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием, может заставить себя быть сосредоточенным, собранным в социально значимой деятельности; может подчинить внимание поставленной задаче.
Развитие памяти:
ü объём произвольной кратковременной памяти 5 – 6 объектов; объём произвольной логической памяти 9 – 11 объектов;
ü овладевает приёмами самоконтроля при запоминании, владеет приёмами образного запоминания; запоминает легко и надолго;
ü Владеет приёмами логического запоминания (смысловым соотнесением, смысловой группировкой, осуществляет осознанно смысловую обработку запоминаемого материала);
ü овладевает приёмами наглядного моделирования при запоминании; переносит приёмы запоминания и усвоенные знания на новый учебный материал.
Развитие мышления:
ü оперирует знаниями на уровне обобщённых представлений;
ü владеет: основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением, сравнением, классификацией); элементарными приёмами рассуждений, умозаключений; умеет действовать в уме путём оперирования образами, схемами, наглядными опорами;
ü принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи разных типов (не отвлекаясь на конкретное содержание, разделяет условие задачи и вопрос);
ü стремится к активному экспериментированию, проявляет творческое мышление, выдвигает предположения и обосновывает их.
Развитие воображения:
ü проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности;
ü Владеет: широким диапазоном замещающих действий и предметов заместителей; приёмами преобразования действительности: перевоплощением (в ролевой игре, в играх драматизациях), комбинированием, смещением величин, приписыванием несвойственных качеств, неожиданными превращениями (живого в неживое, неживого в живое и т.т.);
ü находит оригинальные способы решения творческих задач;
ü отличает воображаемое от реального.
Развитие психических процессов осуществляется посредством интеграции образовательных областей учебной программы дошкольного образования. Особая роль в развитии познавательной сферы отводится дидактическим играм.
Предлагаю вам ознакомится с некоторыми играми, которые я использую для развития познавательных процессов у детей с нарушениями речи на коррекционных занятиях. Вы можете использовать эти игры для реализации программных задач по различным образовательным областям.
       Игра «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления, речи.
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …
9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза -листья, сосна — …
12. солнце -светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…

Игра «Продолжи перечень слов»
Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь).
Инструкция: продолжи перечень слов и назови группу одним словом.
- сапоги, туфли… - береза, тополь…
- синица, голубь… - заяц, медведь…
- тюльпан, гвоздика… - коньки, лыжи…
- март, январь… - гнездо, нора…
- синий, красный… - малина, смородина
- дождь, град… - кроссовки, туфли…
- сметана, кефир… - кекс, пирожное…
- лопата, грабли… - кресло, стул…
- кубики, пирамидка… - магнитофон, утюг…
- машина, автобус… - юбка, брюки…
- яблоко, груша… - огурец, морковь…
- курица, гусь… - корова, овца… 

Игра «Выполни движения»
Цель: развитие внимания, памяти.
Инструкция: постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного - подпрыгни, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

Игра «Сравни предметы»
Цель: развитие внимания, мышления, речи.
Инструкция: сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.
- сапоги и носки
- чайник и тарелка
- яблоко и мяч
- девочка и кукла
- часы и термометр
- доска и стекло
Игра «Разложи фрукты по ящикам»
Цель: развитие внимания, пространственных представлений.
Инструкция: расположи фрукты в соответствие с инструкцией (слева от яблока – банан и т.д.).

Игра «Заколдованные картинки»
Цель: развитие внимания, мышления, речи.
Инструкция: назови предметы, которые спрятались в рисунке.

Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Инструкция: придумай предложение с каждым предметом. Придумай историю или сказку, используя предметы из мешочка.

Игра «Я положила в мешок…»
Цель: развитие памяти, внимания, речи.
Инструкция: взрослый начинает игру и говорит: « Я положила в мешок яблоки». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь от себя. Следующий ребёнок повторяет всю фразу и добавляет ещё что-то от себя. И так далее.

Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, памяти.
Инструкция: Играющие стоят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Использование игр на развитие познавательной сферы, помогает нам повысить уровень развития психических процессов  у детей, что является показателем интеллектуального аспекта готовности к обучению в школе.

Литература
1. Баль, Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу спец. Образования на уровне дошкольного образования/ Н.Н.Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Народная асвета, 2015. – 110 с.
2. Дружно играем – себя развиваем Развивающие занятия и тренинги для детей 3-6 лет/сост. М.В.Мазурова, Т.Н. Язепова. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 120 с.
3. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь.Минск: Нац. ин­т образования, 2012.416с.



РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Речевые нарушения в той или иной степени (в зависимости от их характера) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаясь на его деятельности, поведении. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование познавательной деятельности детей: у них отмечается снижение вербальной памяти; страдает продуктивность запоминания; словесно-логическое мышление; наблюдается недостаточная устойчивость внимания, низкая умственная работоспособность. Поэтому в коррекционной работе должны быть реализованы два взаимосвязанных направления: коррекция собственно речевого расстройства и профилактика, преодоление вторичных отклонений познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Эффективность коррекционной работы обеспечивается «психологизацией» логопедических занятий, насыщением их общеразвивающим материалом. Традиционные приёмы работы по коррекции нарушений речи модифицируются учителем-дефектологом для решения задач развития познавательных способностей ребёнка. Учёт единства речевых и когнитивных процессов определяет стратегию и содержание коррекционной работы.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Коррекционная работа по развитию внимания направлена на развитие у дошкольников следующих умений:
·          переключать внимание с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую (переключаемость внимания);
·                   длительно удерживать объект в фокусе внимания (устойчивость внимания);
·       длительно концентрировать внимание на одном предмете или деятельности;
·    выделять с одинаковой отчётливостью разнородные объекты, которые позволяют выполнять одновременно два или большее число действий (распределение внимания);
·         одновременно совершать несколько действий, следовать нескольким правилам (распределение внимания);
· успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и знакомой;
·                        выделять из общего фона определённое количество однородных объектов (объём внимания);
·                        сосредотачивать внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального и сохранении высокой интенсивности (концентрация внимания).
Помогают развивать внимание следующие игры и упражнения: «Чего не стало?», «Запутанные линии», «Найди недостающие детали», «Правильное движение», «Подчеркни нужное», «Найди предметы» и другие.
Игра «Правильное движение»
Задачи: развивать умение следовать нескольким правилам (распределяемость внимания).
Игра «Найди спрятанный предмет»
Задачи: развивать умение концентрировать внимание на разных предметах; формировать умение составлять предложения с использованием предложно-падежных конструкций.
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Коррекционная работа направлена на развитие у дошкольников следующих умений:
·    понимать пространственную терминологию и логико-грамматические конструкции, выражающие пространственные отношения;
·                           пользоваться пространственным словарём;
·                        определять (или находить, узнавать) объекты по двум заданным параметрам пространственного расположения: величины и пространственного расположения; формы и пространственного расположения;
·                        анализировать расположение частей лица по отношению друг к другу: над, под, сбоку, от;
·                        использовать в речи предлоги и понятия с пространственным значением, указывающие на взаиморасположение объектов и собственного тела;
·                составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме, наглядной ситуации.
Примеры игр и упражнений на развитие пространственных представлений: «Волшебный лист», «Что где растёт?», «Что рядом?», «Что находится перед…?» и другие.
Игра «Едем в гости к бабушке»
Задачи: развивать пространственное восприятие; формировать умение использовать в импрессивной речи слова, обозначающие направления движения: направо, налево, вверх, вниз.
Игра «Разложи фрукты по ящикам»
Задачи: развивать восприятие отношений между предметами; формировать умение понимать и употреблять предлоги и наречия с пространственным значением.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Коррекционная работа направлена на решение следующих задач и развитие умений:
·                   развивать объём и темп запоминания наглядно воспринимаемого материала;
·                   развивать объём и темп запоминания тактильно воспринимаемого материала;
·                        развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала;
·                        формировать умения межмодального переноса;
·      формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания внешних опор (подсчёт, ассоциация и др.);
·      формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор (группировка, классификация, структурирование и др.).
Примеры игр и упражнений на развитие памяти: «Шапка-невидимка», «Замри», «Подбирай, называй, запоминай», «Пары слов», «Запомни и найди» и другие.
Игра «Найди пару»
Задачи: развивать объём и темп запоминания наглядного материала; автоматизировать звуки в разных позициях; упражнять в согласовании существительных с числительным два.
Игра «Бабушка укладывает в свой чемодан…»
Задачи: развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Коррекционная работа направлена на развитие у дошкольников следующих умений:
·                        воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
·                        угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
·                        воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
·                        узнавать в неопределённых графических формах различные знакомые предметы;
·                        комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
·                        находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
·                        узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
·                        переносить действия, применяемые к одному предмету на другой;
Примеры игр и упражнений, способствующих развитию воображения: «Волшебные картинки», «Что это такое?», «Камушки на берегу», «Поможем художнику», «Подзорная труба» и другие.
Игра «На что похоже?»
Задачи: развивать умение создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении; формировать умение составлять сложноподчинённое предложение с союзом потому что.
Игра «Перевёртыши»
Задачи: развивать умение создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов; формировать умение составлять предложение с однородными дополнениями.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Коррекционная работа направлена на развитие у дошкольников следующих умений:
·                        умения мыслительного анализа и синтеза;
·                        умения проводить сравнения;
·                        умения группировать объекты;
·                        умения обобщать и конкретизировать понятия;
·                        умения устанавливать отношения: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид, целое – часть, причина – следствие;
·                        умения устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;
·                        умения выполнять сериацию – ранжировать предметы по какому-либо признаку (величине, весу, яркости и др.).
Примеры игр и упражнений, направленных на развитие мышления: «Я знаю пять…», «Нарисуй названный предмет», «Разложи по группам», «Найди сходства и различия», «Лишнее слово», «Загадки-описания» и другие.
Игра «Нарисуй и зачеркни»
Задачи: развивать мышление, слуховое внимание, память,
Игра «Разложи карточки»
Задачи: развивать логическое мышление; автоматизировать звук Р в разных позициях.
В завершении хочется сказать, что систематическое использование на коррекционных занятиях заданий комплексного характера, ориентированных на решение целого ряда задач, связанных как с преодолением различных проявлений недоразвития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи у детей, так и с развитием их познавательной сферы, обеспечивает качество логопедической работы, удовлетворение специальных образовательных потребностей дошкольников с нарушениями речи.



Список использованных источников:

1.     Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова.– Минск : Народная асвета, 2015. – 111 с. : ил.

2.     Лукьянова, Л. А. Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи: практическое пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. А. Лукьянова, Т. В. Пятница. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 73, [3] с. : ил. + 1 электрон. опт. диск (CD-R).





Тема: Дикие животные 


Цель: Систематизация знаний детей о диких животных, развитие связной речи детей.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей по теме: «Дикие животные»;

- упражнять дошкольников в согласовании существительных с числительными 1 – 2 - 5;

- закреплять умение использовать существительные в Р. и Тв. падежах;

- совершенствовать умение составлять  описательный рассказ с опорой на картинки-символы;

- упражнять в пересказе текста с опорой на коллаж.



2. Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- развивать психические процессы;

-развивать зрительно-моторную координацию.



3. Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.



Оборудование: гелевый шарик, письмо, доска, предметные картинки диких животных, маленький мяч, указка, наглядная схема для составления рассказа, коллаж для пересказа, картинка с зашумлёнными контурами диких животных, листы формата А4 в клетку для упражнения «Покорми животных», карандаши, индивидуальные зеркала, шарики Су-Джок, магнитофон.




Ход  занятия:

1.  Организационный  момент.

 Становись, скорее, в круг –

Я твой друг и ты мой друг.

Доброе утро, улыбнись скорее,

И тогда весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик, щёчки,

Будем мы красивы, как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы свои потрём и здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова – будьте все здоровы!



2. Артикуляционная гимнастика. Игра «Зеркало»

Тра-та-та, тра-та-та

      Растворились ворота,

А из этих из ворот

 Вышел маленький народ.

 Один дядя вот такой,           (упр. «Улыбка»)

Другой дядя вот такой,          (упр. «Хоботок»)

Третий дядя вот такой,          (упр. «Лопаточка»)

А четвёртый  вот такой.         (упр. «Иголочка»)

Одна тётя вот такая,               (упр. «Лошадка»)

А другая вот такая,                 (упр. «Часики»)

 Третья тётя вот такая,             (упр. «Шарик лопнул»)

 А четвёртая такая.                   (упр. «Буря в бутылке»)



3. Введение в тему.

Посмотрите, какой шарик к нам прилетел! А с ним прилетело письмо. Давайте узнаем, что в нём. Здесь непонятный рисунок, который нам надо разгадать. В этом вам помогут подсказки.

Летом ходит без дороги                        Хитрая плутовка

Возле сосен и берёз,                        Рыжая головка,

А зимой он спит в берлоге             Хвост – пушистая краса!

От мороза прячет нос. (Медведь)         А зовут её…  (Лиса)



Комочек пуха, длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)



Сама мала, шубка пышна.

В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)



Кто зимой холодной,

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)



Кто спрятался в рисунке? (Медведь, белка, ёж, волк, лиса, заяц.)

Как мы можем их назвать одним словом? (Дикие животные.) Почему они называются дикими? (Потому что они живут в лесу.)

Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных. Вам предстоит выполнить несколько заданий. Если все задания будут выполнены верно, в конце занятия вы сможете разгадать загадку про одного из этих животных.



4. Игра с маленьким мячиком «Весёлый счёт»

          Сколько их – всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

(Один медведь – два медведя, одна лиса – две лисы и т.д.

Один медведь – пять медведей, …)

Открывается первая картинка: лето.



5. Составление короткого описательного рассказа.

Возьмите себе картинку с любым животным и составьте о нём небольшой рассказ. Поможет вам в этом схема на доске.

План рассказа:

o Кто это?

o Как выглядит животное? Какие части тела у него есть?

o Где живёт?

o Чем животное питается?

o Как называются его детёныши?

Дети по очереди выходят к доске и рассказывают о животном, опираясь на мнемотаблицу.  Открывается вторая картинка: серый.



6. Физкультминутка «Водопой» (с музыкальным сопровождением)

Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой (ходьба по кругу)

За мамой лосихой топал лосёнок (громко топать)

За мамой лисицей крался лисёнок (ходьба на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок (ходьба в присядку)

За мамой медведицей шёл медвежонок (ходьба в перевалку)

За мамою белкой скакали бельчата (прыжки)

За мамой зайчихой – косые зайчата ( кисти рук над головой, прыжки)

Волчица вела за собою волчат (ходьба широкими шагами)

Все мамы и звери напиться хотят (на четвереньках лицом к друг другу, лакательные движения языком)



7.  Пересказ текста «Кошка и ёжик» с использованием коллажа.

Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь его запомнить:

  Пришли дети из леса и принесли ежа. Кошка Мурка цап его лапой. Ёжик спрятал голову и выставил свои острые иголки. Уколола кошка лапу и ушла в угол. Мурка стала лизать лапу, а на ежа даже не смотрела.

А сейчас попробуйте пересказать этот рассказ. Вам помогут картинки на доске.

Дети выходят к доске и пересказывают рассказ, опираясь на коллаж.

Открывается третья картинка: зима.



8. Пальчиковая гимнастика «Ёжик» (с шариком Су-Джок)

Ёжик колет нам ладошки

Поиграем с ним немножко.

Мячик-ёжик мы возьмём,

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол,

Ручкой ёжика прижмём

И немножко покатаем,

Затем ручку поменяем.



9. Упражнение «Покорми животного»

Наши животные проголодались и их надо покормить. Вы должны провести дорожку от животного к его угощению. Двигаться будем по клеточкам, дорожка начинается с красной точки. Рисуем дорожку: одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо.

А теперь скажите, кого и чем вы покормили. ( Я покормила белку грибами…)

Открывается четвёртая картинка: белый.



10. Итог занятия.

Про кого мы сегодня говорили на занятии? Про диких животных. Давайте их ещё раз назовём.

Посмотрите, ребята, вы выполнили все задания и все картинки открылись. Давайте попробуем по картинкам  прочитать загадку про одного из диких животных. Летом серый, зимой белый. Кто это? Заяц.



11. Релаксация «Сказка» (с музыкальным сопровождением).

Мы раскинем руки, мы как будто птицы,

Мы закроем глазки – сказка нам приснится.

Шар приснится голубой…

И Мишутка меленький…

Светлый месяц за горой…

И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер,

Чуть цветок качается,

Это сказка детям снится,

Дети расслабляются.

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются.




Литература:



1.  Мирясова В.И. Загадки о животных/В. И. Мирясова. – Москва: ГНОМ, 2016. – 32 с.

2. Пятница Т.В. «По секрету всему расскажу…»: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Т.В.Пятница, Т.И.Прончак. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012. – 72 с.

3. Дидактическое приложение к книге «По секрету всему расскажу…» / Т.В.Пятница, Т.И.Прончак. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2012. – 60 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий