воскресенье, 26 ноября 2023 г.

 

Равные возможности для всех.

    Инвалид... Для многих людей это слово ассоциируется с чем-то, что не относится непосредственно к нему. Хочется спрятать глаза и не видеть чужую проблему, чужое горе, чужую боль. Но они есть, они существуют, и они просто хотят жить. 

Жить как все, радоваться жизни, наслаждаться солнцем, ветром и морем, кататься на лыжах, подставлять ладошки снежинкам и бегать по утрам босиком.

К сожалению, здоровые люди не понимают важность этих, казалось бы, мелочей. Активный образ жизни, гламурная жизнь, вечеринки – все эти «ценности», навязываемые средствами массовой информации, давно вошли в нашу жизнь. Многие стараются не замечать их, никому не нужных, «лишних» людей. Им не интересны их боль, их страдания, их бытовые неудобства, все то, что может перерасти в отчаяние и одиночество.

Количество болезней, перенесенных детьми, растет день ото дня. Соответственно, возрастает и количество патологий, приобретенных детьми, а это приводит к тому, что во всем мире растет количество детей с ограниченными возможностями. Поэтому проблема общения с данной категорией людей стоит очень остро.

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Многие употребляемые всеми привычные слова, понятия и фразы могут быть оскорбительным для людей с ограниченными возможностями. Причем, те, кто их употребляет, могут даже не догадываться о том, что они нанесли обиду или оскорбили человека.

Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемы слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Поэтому обществу следует прививать знание терминологии, которая будет этически выдержанной и грамотной по отношении к людям с ограниченными возможностями. Для этого необходима не только специальная работа наших преподавателей в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

Мы часто не замечаем вокруг себя людей с ограниченными возможностям, и они не редко сталкиваются с непониманием, агрессией, отрицанием, а порой и насмешками. Как воспитать в самих себе и окружающих толерантное отношение к особым людям?

Корректное применение правильной терминологии помогает формированию положительного общения. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям специалистов в этой области касательно того, что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Как и социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того, чтоб изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активней и влиятельней, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!

Инвалидность является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие.

 «Толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Толерантность к инвалидам — это не только уважение, но и признание их как личности. Особые люди обладают всеми правами здорового человека, хотя и нуждаются в помощи. Проблема формирования толерантного отношения к инвалидам требует незамедлительного решения. Реальную помощь могут оказать все, коммерческие и некоммерческие организации, общественники, волонтеры.

Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в прокрустово ложе всеобщей похожести. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.

Известные люди с ограниченными возможностями. Вы слышали про этих выдающихся людей?

Михаил Илларионович КУТУЗОВ (1745 – 1813). Прославленный русский полководец. Был тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который был поврежден.

Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 – 1827). Великий немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы». В 44 года полностью теряет слух, но еще 13 лет, до самой смерти, продолжает писать музыку.

Франклин Делано РУЗВЕЛЬТ (1882 – 1945). 32-й президент Соединенных Штатов Америки. В 1921 года переболел полиомиелитом, в результате чего были парализованы ноги, и он не мог отойти от инвалидной коляски. Но в 1928 году был избран губернатором штата Нью-Йорк, потом переизбран, а в 1932 году победил в президентской кампании.

Стивен Уильям ХОКИНГ (род. в 1942 г.). Английский физик-теоретик и космолог, создатель и руководитель Центра теоретической космологии в Кембридже, популяризатор науки. В 20 лет у него стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. В 1985 году перенес тяжелое воспаление легких. После серии операций ему была удалена трахея, и он утратил способность говорить. Некоторую подвижность сохранял лишь указательный палец на правой руке. Впоследствии подвижность осталась лишь в одной мышце щеки, напротив которой закреплён датчик. С его помощью физик управляет компьютером, с помощью которого может общаться с окружающими. Сергей Валентинович ШИЛОВ (род. в 1970 г.). Шестикратный паралимпийский чемпион. Семикратный чемпион Мира по лыжным гонкам. Четырёхкратный чемпион Европы. Трехкратный обладатель Кубка Мира по лыжным гонкам. Неоднократный призёр чемпионатов Европы по лёгкой атлетике и других соревнований. Заслуженный мастер спорта России. В автокатастрофе получил тяжелую травму с перелом грудных позвонков. В 1990 году вернулся в большой спорт: участник пяти Летних и призер четырех Зимних Паралимпийских игр (1992 – 2010 гг.).

Диана ГУРЦКАЯ. Российская эстрадная певица и общественный деятель, Заслуженная артистка России. От рождения незрячая. Окончила школу-? интернат для незрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. В 1995 стала одним из победителей музыкального конкурса «Ялта — Москва — Транзит». Окончила Эстрадное отделение московского Музыкального училища имени Гнесиных, окончила Институт современного искусства и поступила в магистратуру факультета искусств МГУ им. Ломоносова.

Ник ВУЙЧИЧ (род. в 1982 г.). Австралийский христианский проповедник и общественный деятель. Всемирно известный «мотивационный спикер». Его выступления обращены к детям и молодёжи, в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни и развития своих способностей. Родился с синдромом тетраамелии (редкое наследственное заболевание, приводящее к отсутствию четырёх конечностей).

Николай Островский ( 1904 – 1936) Автор романа «Как закалялась сталь». С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов». Современные врачи на основании сохранившихся данных о состоянии здоровья писателя и течении его болезни выдвигают гипотезу, что Островский был болен анкилозирующим спондилоартритом, известным также как болезнь Бехтерева, который мог носить наследственный характер.

Вы знаете, что, с медицинской точки зрения, все они – инвалиды 1-й группы? Толерантность необходима по отношению к людям с ограниченными возможностями!

Главное помнить: «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы».

Источник:

Отношение к инвалидам – признак толерантности общества // rosopeka.ru  [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа : https://rosopeka.ru/articles/2994/87414/ – Дата доступа : 21.09.2023.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий