Равные возможности для всех.
Инвалид... Для многих людей это слово
ассоциируется с чем-то, что не относится непосредственно к нему. Хочется
спрятать глаза и не видеть чужую проблему, чужое горе, чужую боль. Но они есть,
они существуют, и они просто хотят жить.
Жить как все, радоваться жизни, наслаждаться солнцем, ветром и морем,
кататься на лыжах, подставлять ладошки снежинкам и бегать по утрам босиком.
К сожалению,
здоровые люди не понимают важность этих, казалось бы, мелочей. Активный образ
жизни, гламурная жизнь, вечеринки – все эти «ценности», навязываемые средствами
массовой информации, давно вошли в нашу жизнь. Многие стараются не замечать их,
никому не нужных, «лишних» людей. Им не интересны их боль, их страдания, их
бытовые неудобства, все то, что может перерасти в отчаяние и одиночество.
Количество
болезней, перенесенных детьми, растет день ото дня. Соответственно, возрастает
и количество патологий, приобретенных детьми, а это приводит к тому, что во
всем мире растет количество детей с ограниченными возможностями. Поэтому
проблема общения с данной категорией людей стоит очень остро.
То, как мы
говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к
другим людям. Многие употребляемые всеми привычные слова, понятия и фразы могут
быть оскорбительным для людей с ограниченными возможностями. Причем, те, кто их
употребляет, могут даже не догадываться о том, что они нанесли обиду или
оскорбили человека.
Увы, слишком
часто в нашем обществе звучат такие неприемлемы слова и сравнения как
«больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый»,
«обычный/неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Поэтому обществу следует
прививать знание терминологии, которая будет этически выдержанной и грамотной
по отношении к людям с ограниченными возможностями. Для этого необходима не
только специальная работа наших преподавателей в этом направлении, но и
изменение всей культуры общественных взаимоотношений.
Мы часто не
замечаем вокруг себя людей с ограниченными возможностям, и они не редко
сталкиваются с непониманием, агрессией, отрицанием, а порой и насмешками. Как
воспитать в самих себе и окружающих толерантное отношение к особым людям?
Корректное
применение правильной терминологии помогает формированию положительного
общения. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет
прислушаться к рекомендациям специалистов в этой области касательно того, что
желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.
Как и
социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются
большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение.
Для того, чтоб изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение
инвалидов активней и влиятельней, пропагандируют собственные определения и
понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.
Что стоит за
словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!
Инвалидность
является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими
нарушения здоровья людьми и барьерами, которые мешают их полному и эффективному
участию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, инвалидность – это
одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное,
а не медицинское понятие.
«Толерантная»
терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в
среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления
тех или иных терминов.
Толерантность
к инвалидам — это не только уважение, но и признание их как личности. Особые
люди обладают всеми правами здорового человека, хотя и нуждаются в помощи.
Проблема формирования толерантного отношения к инвалидам требует
незамедлительного решения. Реальную помощь могут оказать все, коммерческие и
некоммерческие организации, общественники, волонтеры.
Эти люди
живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом
мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они
могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество
упорно отвергает тех, кто не вписывается в прокрустово ложе всеобщей похожести.
Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер.
В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной
почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае
серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать
отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей,
зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все
это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с
первого дня и до конца жизни.
Известные
люди с ограниченными возможностями. Вы слышали про этих выдающихся людей?
Михаил
Илларионович КУТУЗОВ (1745 – 1813). Прославленный русский полководец. Был
тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который
был поврежден.
Людвиг ван
БЕТХОВЕН (1770 – 1827). Великий немецкий композитор и пианист, представитель
«венской классической школы». В 44 года полностью теряет слух, но еще 13 лет,
до самой смерти, продолжает писать музыку.
Франклин
Делано РУЗВЕЛЬТ (1882 – 1945). 32-й президент Соединенных Штатов Америки. В
1921 года переболел полиомиелитом, в результате чего были парализованы ноги, и
он не мог отойти от инвалидной коляски. Но в 1928 году был избран губернатором
штата Нью-Йорк, потом переизбран, а в 1932 году победил в президентской
кампании.
Стивен
Уильям ХОКИНГ (род. в 1942 г.). Английский физик-теоретик и космолог, создатель
и руководитель Центра теоретической космологии в Кембридже, популяризатор
науки. В 20 лет у него стали проявляться признаки бокового амиотрофического
склероза, которые привели к параличу. В 1985 году перенес тяжелое воспаление
легких. После серии операций ему была удалена трахея, и он утратил способность
говорить. Некоторую подвижность сохранял лишь указательный палец на правой
руке. Впоследствии подвижность осталась лишь в одной мышце щеки, напротив
которой закреплён датчик. С его помощью физик управляет компьютером, с помощью
которого может общаться с окружающими. Сергей Валентинович ШИЛОВ (род. в 1970
г.). Шестикратный паралимпийский чемпион. Семикратный чемпион Мира по лыжным
гонкам. Четырёхкратный чемпион Европы. Трехкратный обладатель Кубка Мира по лыжным
гонкам. Неоднократный призёр чемпионатов Европы по лёгкой атлетике и других
соревнований. Заслуженный мастер спорта России. В автокатастрофе получил
тяжелую травму с перелом грудных позвонков. В 1990 году вернулся в большой
спорт: участник пяти Летних и призер четырех Зимних Паралимпийских игр (1992 –
2010 гг.).
Диана
ГУРЦКАЯ. Российская эстрадная певица и общественный деятель, Заслуженная
артистка России. От рождения незрячая. Окончила школу-? интернат для незрячих и
слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной
школы, что сможет учиться игре на фортепиано. В 1995 стала одним из победителей
музыкального конкурса «Ялта — Москва — Транзит». Окончила Эстрадное отделение
московского Музыкального училища имени Гнесиных, окончила Институт современного
искусства и поступила в магистратуру факультета искусств МГУ им. Ломоносова.
Ник ВУЙЧИЧ
(род. в 1982 г.). Австралийский христианский проповедник и общественный
деятель. Всемирно известный «мотивационный спикер». Его выступления обращены к
детям и молодёжи, в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни и развития
своих способностей. Родился с синдромом тетраамелии (редкое наследственное
заболевание, приводящее к отсутствию четырёх конечностей).
Николай
Островский ( 1904 – 1936) Автор романа «Как закалялась сталь». С 1927 года и до
конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По
официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и
тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий
полиартрит, постепенное окостенение суставов». Современные врачи на основании
сохранившихся данных о состоянии здоровья писателя и течении его болезни
выдвигают гипотезу, что Островский был болен анкилозирующим спондилоартритом, известным
также как болезнь Бехтерева, который мог носить наследственный характер.
Вы знаете,
что, с медицинской точки зрения, все они – инвалиды 1-й группы? Толерантность
необходима по отношению к людям с ограниченными возможностями!
Главное
помнить: «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы».
Источник:
Отношение к инвалидам – признак
толерантности общества // rosopeka.ru [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа : https://rosopeka.ru/articles/2994/87414/ – Дата доступа : 21.09.2023.
Комментариев нет:
Отправить комментарий