- Консультация для воспитателей всех возрастных групп "Играя лечим!Дыхательная гимнастика"
- Консультация для педагогов "Инклюзивное образование в Республике Беларусь"
- Консультация для воспитателей групп старшего дощкольного возраста
- "Коррекционные игры в работе воспитателя по закреплению правильного звукопроизношения у детей с ТНР"
- Консультация для руководителя физвоспитания "Использование речевых физкультминуток для детей с нарушениями речи на занятиях физкультурой"
- Консультация для воспитателей групп среднего и старшего дощкольного возраста "Дожджык слухае мяне... Дыдактычны матэрыял па выпрацоуцы правiльнага вымаулення гукау ДЗ, ДЖ у дзяцей дашкольнага узросту."
- Консультация для воспитателей всех возрастных групп "Использование шарика Су-Джок в работе с детьми дошкольного возраста"
- Консультация для педагогов "Использование материалов для рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста"
- Консультация для воспитателей "Составление описательных рассказов в разных возрастных группах"
- Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средство обучения дошкольников составлению рассказов по произведениям изобразительного искусства"
- Консультация для воспитателей "Прыёмы ўзбагачэння беларускага слоўніка дзяцей"
- Консультация для воспитателей "Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр"
- Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в процессе занятий лепкой"
Мы все хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, достигли успехов, сделали блестящую карьеру, одним словом, состоялись как личности. А для этого надо научить наших детей говорить.
- быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;
- включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики);
- эмоциональными, достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте);
- связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или грамматической категорией), а движения и тексты — быть доступными детям.
Свистящие звуки
|
|
Я подую высоко,
Я подую низко,
Я подую далеко,
Я подую близко.
|
Руки подняты вверх, встать на носки,
подуть;
Руки перед собой, присесть и подуть;
Руки перед собой, наклон вперёд;
Руки положить на грудь, подуть на них.
|
У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках
И пойдём на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
|
Встать в струнку, руки вдоль туловища,
Свести лопатки (руки на пояс) –
2 раза;
Повернуться вокруг себя на носках,
Повернуться в обратную сторону,
Пройти вкрадчиво,
Пройти «по-медвежьи».
|
Шипящие звуки
|
|
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам.
В ямку – бух!
|
Наклон туловища влево;
Наклон вправо;
Шаг на месте;
То же;
Руки на поясе, прыжке;
То же;
Присесть.
|
Я – жук, я – жук,
Я здесь живу.
Я всё жужжу, жужжу,
Жужжу: ж-ж-ж-ж-ж-…
Или на листике сижу…
И не тужу, я не тужу.
Я – жук и потому жужжу:
Ж-ж-ж-ж…
|
Плавно размахивать руками,
Ритмично топать ногами;
Руки рупором, «пожужжать»;
Поворот с вытянутыми руками,
Ладони на грудь;
Взмах руками вверх, прыжок и руки в
стороны;
Руки рупором, «пожужжать»
|
Сонорные звуки
|
|
Раз, два, три, четыре…
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.
|
Соответствующие движения.
|
Тра-ра-ра, тра-ра-ра,
Ушли кони со двора.
Кучера их всех поймали,
Крепко-крепко привязали.
Тпру – тпру!
|
Прыжки (руки на поясе);
Присесть 2 раза;
Через одного дети подскакивают и помогают
Встать друг другу;
Руки назад и скакать.
|
Возле ёлочки
Скачут, прыгают вороны:
Карр – карр! Карр – карр!
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались:
Карр – карр! Карр – карр!
Вот собаки прибегают,
И вороны улетают.
|
Медленны прыжки со взмахами рук;
То же;
Стоять, хлопая руками по бёдрам;
Боксирующие движения;
То же;
Стоять, хлопая руками по бёдрам;
Медленный бег на месте;
Взмахи разведёнными руками.
|
Ай люли, ай люли,
Наши луки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
|
1 хлопок, 2 притопа (2 раза);
Сплести руки;
Поднять над головой;
Покружиться на месте;
Наклониться вперёд (2 раза);
Развести руки в стороны.
|
С барабаном ходит ёжик – бум!
Целый день играет ёжик – бум!
С барабаном за плечами – бум!
Ёжик в сад забрёл случайно – бум!
Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.
Влево-вправо, влево-вправо,
Получается на славу!
Встали. Выдохнуть, вдохнуть.
Теперь можно отдохнуть.
|
Маршировать (ударять кулачок о кулачок
на слово «бум»).
Ходьба на месте;
То же;
Наклоны;
Присесть;
Встать, потрясти кистями;
Встряхнуть ступнями ног.
|
Гукi ДЗ i ДЖ - адна са спецыфiчных
асаблiвасцей беларускай фанетыкi.
Валоданне мовай прадугледжвае правiльные вымауленне
усiх гукау. Таму дзяцей трэба вучыць вымауляць гуки ДЖ
и ДЗ, характэрныя для нашай роднай мовы.
Моуныя практыкаваннi пачынаюцца з вымаулення дадзеных гукау у складах (склады рознай складанасцi i рознай структуры, чыстагаворкi), потым у словах (словы з рознымi пазiцыямi гукау), сказах i тэкстах (хуткагаворкi, загадкi, вершы i г.д). Далей прыведзены вершы, хуткагаворкi, прыказкi ,прымаукi, фiзкультхвiлiнкi, якiя дапамогуць выпрацаваць i замацаваць гукi ДЗ i ДЖ у дзяцей дашкольнага узросту.
Гук ДЗ
Гук ДЖ
Хуткагаворкi:
Ашчаджауся,
ашчаджауся, хлеб зъеу, а квас застауся.
Восень
кажа – ураджу,а вясна – яшэ пагляджу.
Вершы:
Джала
джалiць i катуе:
Нас
нiхто ужо не уратуе.
Джыгне
раз, джыгне два –
Галава,
як булава.
Джцыгне
тры, чатыры, пяць –
Ажно
пяты засiпяць. (С.Сокалау-Воюш)
У
Тадоры памiдоры
Ну
растуць, як на дражджах.
А
цi увечары, цi уранку
Працаунiца на нагах. (А.Дзеружынскi)
Прыказкi i
прымаукi:
Вясну
хваляць за сонца i дажджы, а лета –
за снапы i вазы.
Дождж
iздзе не тады, калi
просяць, а тады, калi жнуць i косяць.
Калi не ведаеш дарогi,
не выязджай з дому.
Использование шарика Су - джок в работе с детьми дошкольного возраста
Одним
из современных методов оздоровления дошкольников можно назвать Су - Джок
терапию. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак
Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и
стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются,
"пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и
стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки,
соответствующие всем органам и участкам тела.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
- высокая эффективность - при правильном применении
всегда наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность - эта лечебная система создана
не человеком, он только открыл ее, а самой Природой. Неправильное применение
никогда не наносит вред человеку - оно просто неэффективно;
- универсальность – упражнения с использованием Су-Джок
терапии могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних
условиях;
- простота применения – для получения результата
достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок
шариков.
Формы
работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые
упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть
различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от
кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев,
сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку,
подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
Каждое
упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д. Эту работу можно
проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с
рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во
время динамической паузы на занятиях. Эти упражнения помогут организовать занятия интереснее и
разнообразнее, создадут благоприятный психофизиологический комфорт детям во
время занятия.
Так занимаясь с этим
удивительным массажером, мы можем решить несколько задач одновременно:
-Воздействовать на
биологически активные точки организма.
-Стимулировать
речевые зоны коры головного мозга;
- Нормализировать
работу организма в целом.
-Развивать мелкую
моторику рук;
-Автоматизировать
звуки;
-Развивать память,
внимание;
-Развивать связную
речь;
-Совершенствовать
навыки пространственной ориентации;
-Развивать
лексико–грамматические категории.
Су-Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют
больших затрат. Мячики побольше можно приобрести в отделах игрушек и
спорттоваров.
Упражнение «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем,
мнем (перекладывать шарик из руки в руку,
слегка зажимая
его),
Тесто жмем, жмем,
жмем!
После скалку мы
возьмем (прокатывать шарик между ладонями вперед-назад),
Тесто тонко
раскатаем,
Выпекать пирог
поставим!
|
Упражнение «Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три,
четыре, пять (разгибать пальцы из
кулачков по одному),
Вышли пальчики
гулять.
Этот пальчик в лес
пошел (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),
Этот пальчик гриб
нашел,
Этот пальчик
чистить стал,
Этот пальчик жарить
стал,
Оттого и потолстел.
Упражнение
выполняется сначала на правой руке, потом на левой.
|
Упражнение «Мишутка»
Шел мишутка – топ
да топ (катать массажный мячик в руках, делая движения вперед-назад),
Вдоль звериных
тайных троп (катать мячик круговыми движениями по животу),
Но устал (положить
мячик на правую ладонь)
И сел на пень
(положить мячик на правый кулак),
И ему подняться
лень (убрать мячик за спину).
Упражнение
«Каштаны»
Каштаны в ладошке я
крепко держу (взять в ведущую руку два шарика, катать их вокруг друг
друга, стараясь не уронить),
Каштаны в ладошке
кручу и кружу.
Я ловко катаю
каштаны в ладошке,
Они убегают, как
мышки от кошки.
|
Упражнение «Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни
ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев). |
Упражнение «Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
|
Упражнение «Мячик»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
|
Упражнение «Медведи»
Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок.
/шагать
тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать
/нажимать шариком
на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
|
Упражнение «Зверята»
На лужок пришли зайчата , Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец) На зеленый ты лужок Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке) |
Интернет-источник: Использование методов су-джок у детей дошкольного возраста // infourok.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : http:// infourok.ru/ispolzovanie-metodov-sudzhok-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1145273.html – Дата доступа : 02.10.2017
Всё закрутит без труда.
Крепко-накрепко скрепляет
В мебели она детали.
Как в работе своей вёртка
Неуёмная отвёртка.
1) Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – 2-е издание/ Э.П.Короткова. – Москва: Просвещение, 1982.- 128 с.
>Дидактические игры как средство обучения дошкольников составлению рассказов по произведениям изобразительного искусства.
Речь
занимает ведущее место в системе высших психических функций человека и
является ярким показателем развития ребенка. Она является основным механизмом
сознательной деятельности человека. Чем богаче и правильнее речь
дошкольника, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает
действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми
и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы,
тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении
в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность
в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка — одна из
важнейших задач дошкольного образования.
В
настоящее время установлено, что на становление детской речи большое влияние
оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев
отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая
активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется
стимулировать речевое развитие дошкольников путем тренировки движений пальцев
рук. Известно, что развитию мелкой моторики способствует:
– работа с ножницами
(разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание
знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко,
елка...) по контуру и без него);
– конструирование
и работа с мозаикой;
– лепка из различных
пластических материалов;
– выкладывание фигур из
спичек (палочек);
– освоение ремёсел
(шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.);
– игры с природным
материалом: песком, крупами, мелкими камешками и т. д.;
– упражнения
в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание
контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная,
горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».
Н. Б. Халезова отмечает, что лепка
в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает
и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых
ведет к более точной передаче формы. Ребёнку хочется, чтобы его
«элементарная скульптура» (продукт детской лепки) была как можно больше похожа
на реальный предмет, поэтому он внимательно вглядывается в окружающий мир,
анализируя его соразмерность, пропорциональность, объёмность. У ребенка
развивается наблюдательность, умение подмечать характерные черты животных
и людей, видеть их образы. Лепить можно из разных пластичных, экологически
чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают
в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы на некоторое
время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок,
бумажная масса для папье-маше и т. д. Лепка способствует нормализации тонуса
и активизации мелкой моторики.
При
лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит
мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая
мускулатура рук, повышается координация и точность движений. В процессе
лепки у детей повышается сенсорная чувствительность (способность
к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа
обеих рук. Во время работы ребенок учится планировать свою деятельность,
вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять
задуманное. Дети получают возможность устанавливать физические закономерности,
овладевать представлениями об изменении веществ.
С целью развития мелкой моторики рук
в процессе лепки дошкольникам предлагают выполнить следующие упражнения:
«Яблоко». Пластилин или солёное тесто
раскатывается тонким слоем (0,5–1 см), а затем ребенок выкладывает из
темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог». Комочек пластилина —
«пирог» ребенок украшает фасолью, горохом, скорлупой ореха и т. д.
«Елочка». Зеленому пластилину или тесту
придается форма елочки. Ребенок может украсить елочку природным материалом или
маленькими шариками из цветного пластилина.
«Рисунок на пластилине». Пластилин
раскатывается тонким слоем (0,5–1 см). На поверхности пластинки можно выдавить
любое изображение стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для
коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают
различные отпечатки, стараются определить источник («Что оставило этот след?»).
«Модульная лепка». Модули — шарики,
валики, диски, бесформенные комочки. Соединяют их произвольно (гнездышко,
кустик, прическа) или насаживают на каркас из палочек, трубочек (коралловые
рифы, дерево) и т. д.
В процессе лепки формируется
эмоциональный и речевой контакт детей со взрослым. Можно выделить некоторые
специфические приемы развития
и активизации речи детей, которые могут быть использованы в процессе лепки:
–
«Возьми стеку, шаблон, формочку
и т. п». Ребенок взглядом находит нужный предмет и затем
выполняет указание. С овладением речью ребенок сам начинает давать себе
команды, речевые приказы (сначала развернутые — вслух, затем
свернутые — «про себя») и подчинять им свое поведение;
–
создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи.
Если кому-то из детей специально «забыть» положить пластилин (стеку, скалку
и т. д.), ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е.
проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной
грамматической форме;
–
комментирующая речь педагога непосредственно
в процессе работы детей. Если комментирующая речь педагога звучит
систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом
фоне. Это помогает усвоить изобразительные технические навыки;
–
проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога
из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то
с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух. Если
диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети
овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно
пользоваться словами в различных грамматических формах;
–
«Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи
притяжательных прилагательных для упражнения в подборе определений
и образных выражений.
Говоря о специфике взаимодействия
педагога и детей, стиля общения и сотрудничества в процессе лепки,
необходимо раскрыть принципы, на
которых они основываются:
–
создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений,
атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, поощрять интересы, развивать
творческое начало;
–
создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует
помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие
способности);
–
восхищение каждой идеей детей, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка
(позитивное подкрепление всех идей и ответов, поощрение оригинальных идей,
использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то
привычное).
Таким образом, говоря
словами Л. С. Выготского, воспитание заключается в том,
чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться
и направить это развитие в определенную сторону. Нельзя лишь забывать:
ценность детского творчества не в результате, не в продукте
творчества, а в самом увлекательном для ребенка процессе лепки,
в процессе детского экспериментирования с инструментами
и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт
пластический материал.
Литература:
1. Комарова Т. С. Детское
художественное творчество. Для работы с детьми 2 –7 лет. Методическое пособие
для воспитателей и педагогов / Т.С.Комарова — Москва: Мозаика-Синтез,
2008. – 168 с.
2. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / Н.Б.Халезова,
Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1986. – 144 с.
Спасибо за актуальную подборку материала! Творческих Вам успехов!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо, Василина Владимировна, за практикум для воспитателей, организованный Вами на семинаре. Думаю, полученная информация будет постоянно использоваться нашими воспитателями в образовательном процессе. Спасибо за работу!!!
ОтветитьУдалить