вторник, 21 ноября 2023 г.

 Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР.

Среди первоклассников есть такие дети, для которых учебная деятельность представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Это явление далеко не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.

Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть основами грамоты, то есть хорошо «разобраться» в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». Это удаётся далеко не всем детям, и у многих из них, уже в первые дни пребывания в школе, возникают специфические трудности  (пропуски и перестановки букв в словах,  замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т.п.), которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии и дислексии.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Дислексия – состояние, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.

Предупредить ошибки всегда намного легче, чем потом их исправить, поэтому профилактическую работу нужно начинать как можно раньше. И это особенно важно для детей с ТНР.

Как известно, игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольный период детства, поэтому педагогам необходимо использовать ее возможности для профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В целях профилактики нарушений чтения и письма родители могут использовать разнообразные методы и средства развития моторных возможностей детей.

Предложите детям следующие задания:

1.      Ощупывание букв, вырезанных из наждачной бумаги.

2.       Вырывание букв из газетной бумаги.

3.       Выкладывание букв из фасоли (гороха) на карточках, покрытых пластилином.

4.       Выкладывание букв из пуговиц, камней, монет и т.д.

5.       Выкладывание букв из шнура, ниток

6.       Рассматривание зашумленных картин, нахождение и обведение по контуру изученных букв.

7.       Письмо мокрым пальцем на доске.

8.       Игра «Маленькие волшебники» Превращение одной буквы в другую путем добавления разнообразных элементов.

9.       Лепка букв из пластилина.

10.     Графический диктант

11.     Печатание букв на песке, манной крупе и т.д.

12.     Складывание букв из частей.

13.     Обводка букв по пунктирным линиям.

14.     Игра «Чудесный мешочек» - ощупывание букв.

15.     Изготовление букв из семечек, гороха, фасоли, гречки

16.     Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

17.     Выкладывание букв с помощью ниток, шнурков.

18. Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую цифру.

19.   Игра «Хлоп – топ». Отхлопывается количество слогов в слове, а затем делается столько шагов вперёд, сколько слогов в слове.

20.  Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово .

21.    Определить пропущенный слог в названии картинок.

22.    Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

23.    Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

24.    По сюжетной картинке назвать слова из 1;2;3 слогов.

25.  «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру слова, ребёнок отгадывает, что это за слово (по картинкам).

26.    Узнавание букв, написанных пунктиром.

27.    Узнавание недописанных, заштрихованных букв.

28.    Рисование второй половинки предмета.

 

Источник:

1. Профилактика дислексии у дошкольников с ТНР // maam.ru [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-disleksi-u-doshkolnikov-s-tjazhyolymi-narushenijami-rechi-sredstvami-igrovoi-dejatelnosti. – Дата доступа : 21.11.2023.

2. Профилактика дисграфии у детей с ТНР // nsportal.ru [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/10/16/profilaktika-disgrafii-u-detey-s-tnr-onr. – Дата доступа : 21.11.2023.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий