Консультация для педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика для развития физиологического и речевого дыхания".
Наша речь осуществляется
благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в
речевом акте. Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого
дыхания от обычного?
Дыхание в жизни
непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через
нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического
дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно
монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение
вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса,
экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание
призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно
отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В
речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и
последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный
выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание
считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой
вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Дыхательная система
ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей
поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как
правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате
неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок
выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или
слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, “заглатывание”
конца слова или фразы.
Очень слабый вдох и
выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими.
Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких,
стеснительных. При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает
вдох в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дём гулять).
Неравномерный
толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда
укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения
логических пауз.
Научиться правильному дыханию можно с помощью
дыхательной гимнастики.
Регулярные
занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого
дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха
для произнесения различных по длине отрезков. Упражнения дыхательной гимнастики
можно проводить с детьми в любое время, в любые режимные моменты: на прогулке,
во время утренней гимнастике, можно использовать упражнения как
физкультминутки.
«Задуй
упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги;
левую ладонь положить на живот; вдохнуть носом, надуть живот; затем длительно
выдыхать — «гасить свечу».
«Паровоз» —
ходить, имитируя согнутыми руками движения паровоза, произнося при этом
«чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» —
подуть в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в
разные стороны коров (вдох через нос, надуть живот, длительный выдох)
«Кто
громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным
пальцем левой руки плотно прижать левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей
(рот закрыть) и произносить на выдохе «м-м-м», одновременно похлопывая
указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается
длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть
звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» —
стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести
вперед и зафиксировать положение, удерживая равновесие; вдох через нос, на
выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник» —
сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться
вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Шарик» —
представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких
вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно
выдохнуть через рот.
«Каша» —
вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых» не менее 6 раз.
«Ворона» —
сесть прямо, поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки –
выдох. На выдохе произнести: кар-р-р! (6 раз)
«Покатай
карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот,
прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем
руки» — вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот
на руки, как бы согревая их.
«Дровосек» —
встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять
вверх. На выдохе резко, словно под тяжестью топора, опустить вниз, корпус
наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести
«уууух». Повторить 6 – 8 раз.
«Сбор
урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы
достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и
вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Комарик» —
сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно
повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»;
вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем
на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на
поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть,
растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую
сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.
«Трубач» —
поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать
пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).
«Жук» —
сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая,
показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки
вниз.
«Шину
прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как
медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
«Снег»
— сделать вдох через нос и подуть на вату, мелкие
бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы
ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать
щеки, при выполнении этого упражнения.
«Кораблики» — наполните
таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу,
например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше
уплыл. Можно использовать пластмассовые капсулы от «киндер-сюрпризов» или
упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Футбол» —
соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от
пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол.
Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота.
«Бульбульки» —
возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды,
почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в
«бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много
воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть
сильно. Задача ребенка — не пролить воду.
«Дудочка» —
высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька.
Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
« Ветер дует» – стоя спокойно вдохнуть через
нос и также спокойно с
Я подую
высоко – (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),
Я подую
низко – (руки перед собой, присесть, и подуть),
Я подую
далеко – (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко
– ( руки положить на грудь и подуть на них).
«Снежинки»
– выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на
вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба
падают зимою
И кружатся
над землёю
Легкие
пушинки,
Белые
снежинки.
«Повороты» – выполняются стоя, руки на поясе,
повороты туловища в стороны, влево поворот- вдох, вправо- выдох.
Боком-
боком, боком- боком
Ходит галка
мимо окон.
Ветром вся
взъерошена,
Снегом
запорошена.
«Хлопки» – выполняется стоя,
руки опущены вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять
прямую ногу сделать хлопок под коленом.
С барабаном
ходит ежик
Не жалеет
своих ножек.
Он играет
целый день,
Он не знает
слова – лень.
«Одуванчик» – выполняется сидя на корточках,
раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую
головку одуванчика на ладонях.
Я шарик
пушистый,
Белею в поле
чистом,
А дунул
ветерок-
Остался
стебелёк.
«Задуй
свечи» Свечи – крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с
одного выдоха, тот и выигрывает.
Свечи я
задуть хочу,
Всех сейчас я
научу.
Полной
грудью я вдохну,
И все свечи
потушу.
Список
использованных источников:
1.
Формирование правильного речевого дыхания у детей-дошкольников // defectologiya.pro [Электронный ресурс]. – 2022. –
Режим доступа:https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_pravilnogo_rechevogo_dyixaniya_u_detej_doshkolnikov/–
Дата доступа: 02.11.2022.
Спасибо, Василина Владимировна, за содержательную консультацию👏👏👏
ОтветитьУдалитьВасилина Владимировна, вы профессионал своего дела. Умница. Творческих ва успехов.
ОтветитьУдалить