понедельник, 17 октября 2022 г.

 

17 октября прошла консультация для воспитателей старших групп на тему: "Речевые игры с мячом".
    В ходе консультации педагоги познакомились с разнообразными играми с мячом, направленными на развитие речи детей. Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть использованы воспитателями на различных этапах работы.

Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно считаются самыми любимыми из игр – практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Теперь любой ребёнок имеет возможность играть с мячом, и выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета – на любой вкус. Как правило, более всего ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Мяч является прекрасным коррекционным инструментом:

·       игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

·       освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;

·       помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;

·       развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

·       помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

·       регулируют силу и точность движений;

·       движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребёнку);

·       игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;

·       развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

·       развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

 

Представленные игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть использованы воспитателями на различных этапах работы.

 

1. «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: – Ягоды; Дети: – малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: – Деревья; Дети: – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребёнок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребёнок: Овощи.

 

2. «Я знаю пять названий»

Раз и два, и три, четыре — всё мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребёнок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имён мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя» (пять названий деревьев, пять цветов и т.д.). Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

 

3. «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

 

4. «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребёнку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

5. «Чей домик?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребёнку, взрослый задает вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. Взрослый: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь

Вариант 2. Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

 

5. «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.

 

6. «Что происходит в природе?»

Человек легко находит, что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, задает вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Взрослый: Дети: Солнце — что делает? Светит, греет. Ручьи — что делают? Бегут, журчат. Снег — что делает? Темнеет, тает. Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель— что делает? Звенит. Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

 

7. «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.

 

8. «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, задает вопрос, ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Взрослый: Дети: Летают? Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают? Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают? Змеи, гусеницы, черви. Прыгают?  Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

 

9. «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребёнку, взрослый называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Взрослый: строитель – Дети: строит; повар (варит, готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребёнок – профессию (продает — продавец).

10. «Горячий — холодный»

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. Взрослый: Горячий - Дети:  Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный и т.д.).

11.«Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи какие?», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Взрослый: «Рукавички из меха какие?», Дети:  Меховые и т.д. 

 

12. «Третий (четвёртый) лишний»

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

 

13. «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребёнку, ожидая ответа от него.

• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

14. «Один — много»

Мы — волшебники немного. Был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол – столы, двор — дворы, гусенок — гусята и т.д.

 

15. «Весёлый счёт»

Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».). Примеры: один стол - пять столов, один слон — пять слонов, одна майка — пять маек и т.д. Вариант 2.«А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

16. «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

 

17. «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет, каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант 2. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

 

18. «Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и воспитатель встают в круг. Взрослый называет дни недели, на каждое слово, хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник» Вместо следующего дня недели называет имя ребенка: «Саша!» Ребёнок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

19. «Бывает — не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие   логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Снег». Ребёнок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Усложнение: дети дают полные ответы.

20. «Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыплёнок — яйцом, лошадь — жеребёнком, корова — телёнком, хлеб — мукой, сильный — слабым.

 

Список использованных источников:

1.    Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь / Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук. — Санкт-Петербург: Дельта, 2001. — 96 с.

 

 






Комментариев нет:

Отправить комментарий