Уважаемые родители! Убедительная просьба выполнять рекомендации в тетрадях, которые вы получаете в конце недели! Результатом нашей совместной работы станет правильная и красивая речь вашего ребёнка!

вторник, 22 марта 2022 г.

 Роль произведений художественной литературы и фольклора в развитии речи детей.

Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности эстетического отношения к действительности с жизненным отношением к собственно эстетической деятельности, когда ребёнок сопереживает героям.

Выделяют следующие компоненты  восприятия художественной литературы:

1. Сюжет (художественный образ) – авторское отражение действительности, передача воображаемых автором событий.

2. Идея (концепция) – авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям и чувствам.

3. Язык – авторское словесное описание, основное средство выражения художественного описания.

Возрастные особенности при восприятии произведений литературы:

2- 3 года – воспринимают слова и действия,

3- 4 года – воспринимают героев и их действия,

4 - 5 лет – воспринимают последовательность событий, характер героев, их взаимоотношения,

5- 6 лет – воспринимают сложный сюжет, части сказочного
произведения (завязку, кульминацию, развязку), более тонкие особенности
героев и их поступков,

6- 7 лет – воспринимают смысл произведения, средства
выразительности, глубину характеров, описание чувств 

 

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, народных сказок.

Дошкольников младших групп особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, стихи, потешки-песенки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, потешек и т.д., приучая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Педагогу следует фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения), учить  детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. 

На пятом году жизни дети уже знают много потешек, четверости­ший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне их. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удоволь­ствием выполняют задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно выразительно.

Для пересказа, составления рассказа по картине и серии картин, для составления описательного и творческого рассказа целесообразно использовать мнемотехнику или метод наглядного моделирования. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. 

В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоит задача развивать интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

К 5—6 годам дети приобретают уже навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, персонажам произ­ведения и его изобразительно-выразительным средствам. Ребе­нок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает пред­почтение определенным произведениям и жанрам, у него прояв­ляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услы­шанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать раз­нообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость. Появляется устой­чивость интереса к определенному виду деятельности: один лю­бит читать стихи, другой рассказывать сказки. Появляется потребность в длительном общении с любимыми героями, интерес к «толстым книжкам». Возникает способность сопереживать, сочувствовать герою, оценивать его поступки, устанавливать многообразные связи и отношения.

Для пересказа, составления рассказов, загадок, заучивания стихов как и в среднем дошкольном возрасте используются мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Также целесообразно использовать элементы инсценировки, театрализованные игры, алгоритмы, схемы.

 

Литература:

1. Лаврентьева, А.И. Детская речь: Становление языковой способности в онтогенезе. / А.И.Лаврентьева. – Москва , 2003. – 51с.

2. Роль художественной литературы в развитии речи детей // moluch.ru [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3741/– Дата доступа: 02.02.2022.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий