Роль произведений художественной литературы и фольклора в развитии речи детей.
Дошкольный
возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка: от
слитности эстетического отношения к действительности с жизненным отношением к
собственно эстетической деятельности, когда ребёнок сопереживает героям.
Выделяют
следующие компоненты восприятия
художественной литературы:
1.
Сюжет (художественный образ) – авторское отражение действительности, передача
воображаемых автором событий.
2.
Идея (концепция) – авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их
переживаниям и чувствам.
3.
Язык – авторское словесное описание, основное средство выражения
художественного описания.
Возрастные особенности при восприятии
произведений литературы:
2- 3 года – воспринимают слова и действия,
3- 4 года – воспринимают героев и их
действия,
4 - 5 лет – воспринимают
последовательность событий, характер героев, их взаимоотношения,
5- 6 лет – воспринимают сложный сюжет,
части сказочного
произведения (завязку, кульминацию, развязку), более тонкие особенности
героев и их поступков,
6- 7 лет – воспринимают смысл
произведения, средства
выразительности, глубину характеров, описание чувств
Знакомство
ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества
– потешек, песен, народных сказок.
Дошкольников
младших групп особенно привлекают
стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью,
музыкальностью. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, стихи,
потешки-песенки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать
положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык
сказок, потешек и т.д., приучая дошкольников к повторению запомнившихся им
отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
В средней
группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Педагогу
следует фиксировать внимание детей не только на содержании литературного
произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения,
некоторые эпитеты и сравнения), учить
детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые
простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения
правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное –
действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.
На пятом году жизни дети уже знают много потешек,
четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне их.
Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют
задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом
плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в
речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое
отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно
выразительно.
Для пересказа, составления рассказа по картине и
серии картин, для составления описательного и творческого рассказа
целесообразно использовать мнемотехнику или метод наглядного моделирования. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к
сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Для
детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так
как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка –
красная.
В старшем
дошкольном возрасте перед педагогом стоит задача развивать интонационную
выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный
язык сказок, рассказов, стихотворений.
К 5—6 годам дети приобретают уже навык
сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно
высказывать свое отношение к содержанию, персонажам произведения и его
изобразительно-выразительным средствам. Ребенок старшего дошкольного возраста
уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него
проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с
тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от
прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать
рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках,
рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость. Появляется устойчивость
интереса к определенному виду деятельности: один любит читать стихи, другой
рассказывать сказки. Появляется потребность в длительном общении с
любимыми героями, интерес к «толстым книжкам». Возникает способность
сопереживать, сочувствовать герою, оценивать его поступки, устанавливать
многообразные связи и отношения.
Для пересказа, составления рассказов, загадок,
заучивания стихов как и в среднем дошкольном возрасте используются
мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном
цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Также целесообразно использовать элементы инсценировки,
театрализованные игры, алгоритмы, схемы.
Литература:
1. Лаврентьева, А.И. Детская речь: Становление языковой
способности в онтогенезе. / А.И.Лаврентьева. – Москва , 2003. – 51с.
2. Роль
художественной литературы в развитии речи детей
// moluch.ru [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3741/– Дата доступа: 02.02.2022.
Комментариев нет:
Отправить комментарий