Сенсорные игры для развития речи детей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Так, зрительное восприятие предполагает
различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное
восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по
фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение
формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические
ощущения (вес, тяжесть).
Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного
развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит,
осязает окружающее. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех
нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это
врожденные качества.
Абсолютный слух, повышенное обоняние
генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота,
глухота и т.п.
Второй фактор — состояние органов чувств.
На них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор — это развитие органов
чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе
специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека,
который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус
будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.
Значение сенсорного воспитания состоит в
том, что оно: - является основой для интеллектуального развития; -
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с
внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно
влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; -
развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных
эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на
расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной,
слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Перед сенсорным воспитанием стоят разные
задачи: в раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине
(важно, чтобы эти представления были разнообразными). В среднем дошкольном
возрасте: - формирование сенсорных эталонов; - обучение детей способам
обследование предметов; -обучение группировке предметов по одному или нескольким
признакам; - развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в
сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В
старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия
начертания букв (при усвоении грамоты).
Низкий уровень сенсорного развития сильно
снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию
ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его
сенсорного развития.
Исследования, проведенные детскими
психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед
детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с
помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Игротека
Игра «Чудесный мешочек» Для игры
понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются
разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый
предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные
инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка» Перед вами лежат
перемешанные семена гороха, фасоли икиндер – игрушки. За 30 секунд вы должны их
рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно
усложнить задание: например, завязать ему глаза. Сенсорное развитие и развитие
мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите
ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять
1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом –
большим и безымянным…
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки
пластиковых бутылок. Выложите рисунок: неваляшку, бабочку, снеговика, мячики,
бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона –
цвет. А если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг,
квадрат, треугольник, овал).
Игра «Шагаем в пробках» Но не
стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой
моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две
пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи».
Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,
делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы
любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда
вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно! Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и
сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Игра «Рисуем на крупе» Возьмите
плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему
любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная
линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны,
буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но
и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и
воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что
получится? Солнышко! А солнышко, какое? Круглое! А какого оно цвета? Желтое! И
вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных
эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки
сделать, например, яблоко.
Список литературы:
1.
Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / С.М. Вайнерман,А.С.
Большов, Ю.Р. Силкин и др. - М.: Владос,- 2001.
2.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей
детского сада / Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина - М.: Просвещение , 1998.
Комментариев нет:
Отправить комментарий