Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр.
Нарушение слоговой
структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым
нарушением и корректируется с помощью специальных дидактических
игровых приемах.
Если в речи дошкольника
имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит
структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит
«полицине» или «полицев» - вместо полицейский; «игнутыный» или «ингулисний»
вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года
обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия,
а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке
изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся
звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет
указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры
слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.
Самостоятельно такие
нарушения не проходят.
Слоговая структура
является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.
Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой
и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие -
становление полноценной личности.
При нарушении слоговой
структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск
слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов
за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава -
тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные
перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон
- мигифон», папоротник - папиик)
Маленькие дети могут
переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это
нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом
акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном
темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не
сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих
словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо
пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.
Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует
о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи.
Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как
фонематический слух, так и чувство ритма.
Дидактические игры на формирование
слоговой структуры слова.
Игра
«Телеграф»
Цель:
развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра
«Сосчитай, не ошибись»
Цель:
учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки
(кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово
длиннее.
Игра
с мячом «Передай дальше»
Цель:
учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог
заданного слова.
Игра
«Назови правильное слово»
Цель:
учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: взрослый произносит слова неправильно, ребёнок называет слова
правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Упражнение
«Что изменилось?»
Цель:
учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение
«Найди самое длинное слово»
Цель:
закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой
изображено самое длинное слово.
Упражнение
«Сосчитай, не ошибись»
Цель:
закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Взрослый показывает картинки, дети показывают цифру,
соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного
слога).
Упражнение
«Какое слово отличается»
Цель:
учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово
(использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение
«Назови одинаковый слог»
Цель:
закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах
(самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра
«Конец слова за тобой»
Цель:
учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет
одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра
«Какое слово получилось?»
Цель:
упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч взрослому, произносит первый слог. Взрослый,
возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.
Литература:
1. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова / О.И.Крупенчук. – Москва: ИД Литера, 2013. – 134 с.
2. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова / Т.А.Ткаченко. – Москва: Гном, 2004. – 40 с.
1. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова / О.И.Крупенчук. – Москва: ИД Литера, 2013. – 134 с.
2. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова / Т.А.Ткаченко. – Москва: Гном, 2004. – 40 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий