Речевая готовность ребёнка к школе
Ваш ребенок готовится стать школьником.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному
общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не
испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна.
Однако
постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Школьное
обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный
статус: дошкольник становится школьником.
Особые
критерии готовности к
школьному обучению
предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Перечислим их:
1. Звуковая сторона речи. Ребенок должен владеть правильным, четким
звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Фонематические процессы (умение слышать и различать, дифференцировать звуки
родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в
фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в
усвоении программ общеобразовательной школы.
3. Языковой анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место
звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные
звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры
слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной
структуры слова.
4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами
словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным
значением, изменять существительные по падежам и числам; употреблять
различные предлоги, выделять
звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных,
согласовывать существительные с числительными;
правильно употреблять глаголы.
5. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по
прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по
серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на
море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в
усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
Также к началу обучения в школе дети
должны уметь:
- строить сложные предложения разных
видов;
- составлять рассказы по серии картинок,
небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения из трех-четырех
слов; членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги (части);
- различать жанры художественной
литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
- самостоятельно, последовательно
передавать содержание небольших литературных текстов;
- драматизировать небольшие произведения;
- уметь различать по внешнему виду
растения, растущие в данной местности;
- иметь представления о сезонных явлениях
природы;
- знать свой домашний адрес, ФИО
родителей.
Младшие
школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих
школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению)
отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин
возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов
произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие
дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах
ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся
неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии
устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и
правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных
специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и
лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением
звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым
серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Что могут сделать родители, чтобы
обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные
для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и
систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию
недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную
речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное
произношение;
- не заострять внимание на запинках и
повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка
на занятия с педагогами.
Литература:
1. Логопедия: Учеб. для студентов дефектологичексих факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп.-.:Москва:ВЛАДОС,2009.-703с.
2. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
1. Логопедия: Учеб. для студентов дефектологичексих факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп.-.:Москва:ВЛАДОС,2009.-703с.
2. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий