Проблема детского аутизма,
особенности заболевания
и оказание помощи.
Термин
«аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским
психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от
мира, уход в себя.
Детский аутизм является особым видом
отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений
данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС),
объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу
детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Частота
встречаемости детского аутизма составляет, по современным данным, 40-45 случаев
на 10 тыс. новорожденных и не менее 60-70 на 10 тыс. новорожденных для РАС.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых
«странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что
таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор
неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у
такого ребенка.
Для того чтобы
понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы
ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие
прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться
незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь
собеседника превратится просто в мелодию. Конечно, взрослый человек мог бы
как-то приспособиться даже к таким трудностям, но ребенок-аутист испытывает их
с самого рождения. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком
случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы
можем только догадываться, предполагать…
Одновременно с такой особой чувствительностью
эти дети имеют ограниченное количество энергии. Это проявляется, с одной
стороны, в ограничении активности (игровой, речевой, коммуникативной),а с
другой, в необходимости различных стереотипных действий (потряхивания,
кручение, двигательное беспокойство и т.д.), которые направлены как раз на то,
чтобы снять лишнее напряжение и простимулировать себя. Именно такое
искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию
защитного механизма, который «отгораживает» такого ребенка от воздействий
внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, искажая все его развитие. У
таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми
и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми
близкими людьми.
Одни дети с
аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые
взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом
случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их
интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина, как и с речью – от
парциальной одаренности до умственной отсталости, которая вызывается глубоким
погружением в себя, выраженными уходами от любых контактов и полным
ограничением себя от естественного обучающего опыта. Ребенок аутист может
решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или
завязать шнурки.
Игра, если ее
можно так назвать, весьма своеобразна. Она заключается в манипулировании
какими-то, часто не игровыми предметами: переливание воды, любование бликами,
выкладывание палочек в ряды. При этом попытки вмешаться, изменить или
остановить игру вызывают бурный аффект. Если уж такой ребенок смог как-то
влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не
потому что он упрям, а потому, что любые, даже незначительные изменения,
подобны кошмару. При этом не каждый ребенок аутист будет ярко и бурно выражать
свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени – перестал
кушать, говорить или поднялась температура.
Такого ребенка
отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая
отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто
приписывают окружающие. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого
рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в
младенчестве замечают характерные особенности. Чаще родители бьют тревогу к
двум-трем годам, когда речь необычна или так и не появилась, а проблемы с
поведением вымотали и истощили всю семью.
Помощь
детям с расстройством аутистического спектра
На настоящий момент нет научно доказанных
сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо
«исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной
педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка,
избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что
сам аутизм, как и многие другие проявления — вторичны, а потому, если вовремя
оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на
сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об
аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные
проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются
коррекции.
Для детей с аутизмом нужны особые условия,
формы и методы обучения и воспитания. Это положение принято почти во всех
странах Западной Европы, Северной Америки, в Японии и многих странах других
континентов. Необходимы профессионалы, специально подготовленные для работы с
аутичными детьми (опыт показывает, что без такой подготовки дефектологи,
логопеды, психологи, учителя как правило, не могут (даже если хотят) работать с
этой категорией детей). А также крайне необходима система специализированной
помощи детям с РАС. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в
обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая
медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не
приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого аутичного ребенка
необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов,
так и основных психолого-педагогических стратегий.
Важным фактором лечебного и
реабилитационного процесса является степень участия родителей и эффективность
взаимодействия специалистов с ближайшем окружением ребенка (членами семьи).
Семейное консультирование является неотъемлемой составляющей при оказании
помощи таким детям.
Источник: 2 апреля всемирный день распространения информации
о проблеме аутизма // mcrb.by [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа:
http://mcrb.by/index.php/zozh/dni-zdorovya/– Дата
доступа : 01.04.2017.
Проблема детского аутизма,
особенности заболевания
и оказание помощи.
Термин
«аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским
психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от
мира, уход в себя.
Детский аутизм является особым видом
отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений
данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС),
объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу
детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Частота
встречаемости детского аутизма составляет, по современным данным, 40-45 случаев
на 10 тыс. новорожденных и не менее 60-70 на 10 тыс. новорожденных для РАС.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых
«странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что
таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор
неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у
такого ребенка.
Для того чтобы
понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы
ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие
прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться
незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь
собеседника превратится просто в мелодию. Конечно, взрослый человек мог бы
как-то приспособиться даже к таким трудностям, но ребенок-аутист испытывает их
с самого рождения. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком
случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы
можем только догадываться, предполагать…
Одновременно с такой особой чувствительностью
эти дети имеют ограниченное количество энергии. Это проявляется, с одной
стороны, в ограничении активности (игровой, речевой, коммуникативной),а с
другой, в необходимости различных стереотипных действий (потряхивания,
кручение, двигательное беспокойство и т.д.), которые направлены как раз на то,
чтобы снять лишнее напряжение и простимулировать себя. Именно такое
искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию
защитного механизма, который «отгораживает» такого ребенка от воздействий
внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, искажая все его развитие. У
таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми
и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми
близкими людьми.
Одни дети с
аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые
взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом
случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их
интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина, как и с речью – от
парциальной одаренности до умственной отсталости, которая вызывается глубоким
погружением в себя, выраженными уходами от любых контактов и полным
ограничением себя от естественного обучающего опыта. Ребенок аутист может
решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или
завязать шнурки.
Игра, если ее
можно так назвать, весьма своеобразна. Она заключается в манипулировании
какими-то, часто не игровыми предметами: переливание воды, любование бликами,
выкладывание палочек в ряды. При этом попытки вмешаться, изменить или
остановить игру вызывают бурный аффект. Если уж такой ребенок смог как-то
влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не
потому что он упрям, а потому, что любые, даже незначительные изменения,
подобны кошмару. При этом не каждый ребенок аутист будет ярко и бурно выражать
свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени – перестал
кушать, говорить или поднялась температура.
Такого ребенка
отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая
отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто
приписывают окружающие. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого
рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в
младенчестве замечают характерные особенности. Чаще родители бьют тревогу к
двум-трем годам, когда речь необычна или так и не появилась, а проблемы с
поведением вымотали и истощили всю семью.
Помощь
детям с расстройством аутистического спектра
На настоящий момент нет научно доказанных
сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо
«исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной
педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка,
избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что
сам аутизм, как и многие другие проявления — вторичны, а потому, если вовремя
оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на
сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об
аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные
проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются
коррекции.
Для детей с аутизмом нужны особые условия,
формы и методы обучения и воспитания. Это положение принято почти во всех
странах Западной Европы, Северной Америки, в Японии и многих странах других
континентов. Необходимы профессионалы, специально подготовленные для работы с
аутичными детьми (опыт показывает, что без такой подготовки дефектологи,
логопеды, психологи, учителя как правило, не могут (даже если хотят) работать с
этой категорией детей). А также крайне необходима система специализированной
помощи детям с РАС. Коррекционная работа детей с аутизмом должна в
обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая
медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не
приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого аутичного ребенка
необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов,
так и основных психолого-педагогических стратегий.
Важным фактором лечебного и
реабилитационного процесса является степень участия родителей и эффективность
взаимодействия специалистов с ближайшем окружением ребенка (членами семьи).
Семейное консультирование является неотъемлемой составляющей при оказании
помощи таким детям.
Источник: 2 апреля всемирный день распространения информации
о проблеме аутизма // mcrb.by [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа:
http://mcrb.by/index.php/zozh/dni-zdorovya/– Дата
доступа : 01.04.2017.
Комментариев нет:
Отправить комментарий