Игры для развития интонационной стороны речи дошкольников.
Что такое
интонация? Интонация – это ритмический рисунок, который выражает определенное
настроение. Интонационная выразительность речи играет большую роль в
формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным
спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение
аудитории силой и обаянием своего голоса.
Но главное назначение
интонирования - точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет
сказать. Бывает, человек говорит: « Я требую!», а звучит «Я прошу…». Или «Хочу
помочь», а звучит: «Подчинись мне!»
Интонационной выразительностью дети
овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при
подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто
сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве
случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для
передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Компоненты интонации:
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых
фраз);
- ритм (чередование
ударных слогов);
- тембр (изменение
эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение
(выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение
или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с
повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Практические упражнения по формированию выразительной речи:
1.Логическое ударение (выделение из
фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения
голоса).
Умение выделять
логическое ударение сделает речь ясной и четкой!
Предложите ребёнку
произнести предложение по-разному, выделяя логическое ударение.
Наша Таня громко
плачет. (наша, а не чужая)
Наша Таня громко
плачет. (Таня, а не Маша)
Наша Таня громко плачет. (громко, а не тихо)
Наша Таня громко плачет. (плачет, а не кричит)
2. Пауза (временная остановка
голоса в речи).
Паузы делают речь
ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните, известная фраза из
сказки «Казнить нельзя помиловать»?
Хорошо тренироваться
на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу (строчку
прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать
правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.
3. Мелодика (движения голоса
по высоте и силе).
Предложите ребёнку
заменить вопросительные предложения восклицательными.
Звери все построили
сами? – Звери все построили сами!
Они дружно работали? –
Они дружно работали!
Дом красивый? – Дом
красивый!
И наоборот.
Лето наступило. – Лето
наступило?
На улице тепло. – На
улице тепло? И т.п.
Произнести данное
предложение с восклицательной интонацией.
Лето наступило. – Лето
наступило!
На улице тепло. – На
улице тепло! И т.п.
4. Темп (количество
слов, произнесённых за определённую единицу времени).
Темп бывает
медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и
содержания, смысла высказывания.
Отгадайте, пожалуйста,
стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите
в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.
Я шёл зимою
вдоль болота
В галошах, в шляпе и в
очках. (Средний темп)
Вдруг по реке пронёсся
кто-то
На металлических
крючках.
Я побежал
скорее к речке,
А он бегом
пустился в лес, (Быстрый темп)
К ногам приделал две
дощечки,
Присел, подпрыгнул и
исчез.
И долго я стоял у
речки,
И долго думал, сняв
очки: (Замедленный темп)
Какие странные дощечки
И непонятные крючки!»
5. Изменения
громкости голоса.
Предложите ребёнку
считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до
тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение «Ау!».
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”.
Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.
6. Тембр.
Тембр окрашивает
голос. Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий,
ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще
с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека
и даже его мысли.
Предложите ребёнку
выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений.
«Удивиться»
- поднять брови, открыть рот;
«Нахмуриться»
- нахмурить брови;
«Рассердиться»
- нахмурить брови, надуть щеки;
«Огорчиться»
- нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п. Предложите ребёнку
произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся
(грусть, радость, удивление).
Произнесите
сами фразу с разным настроением, пусть ребёнок попробует угадать вашу эмоцию.
Проговаривайте
с ребёнком любимые стихи как:
-
дряхлый старик;
-
робот;
-
хитрая лиса;
-
школьник, не выучивший урок;
- злая
ведьма.
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! |
Наша Таня громко
плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не
плач: Не утонет в речке мяч. |
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку
гладко, Гребешком приглажу
хвостик И верхом поеду в гости. |
У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад
зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду – Я в траве его найду. |
Данные приёмы будут
результативны, если соблюдать некоторые условия:
·
систематически работать
над выразительностью речи;
·
быть личным примером
для ребёнка;
·
выполнять
рекомендации педагогов;
·
закреплять
поставленные учителем-дефектологом звуки;
·
быть по отношению к
ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;
·
создавать мотивацию
для занятий.
Источник:
Игры,
развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть дома [Электронный
ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2023/01/08/konkurs-konsultatsiya-dlya-roditeley-formirovanie-intonatsionnoy. Дата
доступа: 16.04.2024.
Комментариев нет:
Отправить комментарий