среда, 17 апреля 2024 г.


 Игры для развития интонационной стороны речи дошкольников.

   Что такое интонация? Интонация – это ритмический рисунок, который выражает определенное настроение. Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса.

   Но главное назначение интонирования - точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: « Я требую!», а звучит «Я прошу…». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!»

      Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Компоненты интонации:

- темп  (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);

- ритм (чередование ударных слогов);

- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);

- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);

- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).

Практические упражнения по формированию выразительной речи:

1.Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!

Предложите ребёнку произнести предложение по-разному, выделяя логическое ударение.

Наша Таня громко плачет. (наша, а не чужая)

Наша Таня громко плачет. (Таня, а не Маша)

Наша Таня громко плачет. (громко, а не тихо)

Наша Таня громко плачет. (плачет, а не кричит)

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните, известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»?

Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу (строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.

3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).

Предложите ребёнку заменить вопросительные предложения восклицательными.

Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

И наоборот.

Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

 Темп бывает медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и содержания, смысла высказывания.

Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках. (Средний темп)

Вдруг по реке пронёсся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)

Какие странные дощечки

И непонятные крючки!»

5. Изменения громкости голоса.

Предложите ребёнку считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение «Ау!». Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

6. Тембр.

Тембр окрашивает голос. Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Предложите ребёнку выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений.

 «Удивиться» - поднять брови, открыть рот;

«Нахмуриться» - нахмурить брови;

«Рассердиться» - нахмурить брови, надуть щеки;

«Огорчиться» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п. Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).

Произнесите сами фразу с разным настроением, пусть ребёнок попробует угадать вашу эмоцию.

Проговаривайте с ребёнком любимые стихи как:

- дряхлый старик;

- робот;

- хитрая лиса;

- школьник, не выучивший урок;

- злая ведьма.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плач:

Не утонет в речке мяч.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

 

Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия:

·             систематически работать над выразительностью речи;

·             быть личным примером для ребёнка;

·             выполнять рекомендации педагогов;

·             закреплять поставленные учителем-дефектологом звуки;

·             быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;

·             создавать мотивацию для занятий.

 

Источник:

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть дома [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2023/01/08/konkurs-konsultatsiya-dlya-roditeley-formirovanie-intonatsionnoy. Дата доступа: 16.04.2024.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий