Развивающая предметно-пространственная среда как условие речевой активности дошкольников.
Поэтому
необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и
правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются
любые отклонения от общепринятых норм русского языка. Любое нарушение речи в
той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети
с нарушениями речи, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми,застенчивыми,нерешительными.
Развивающая
предметно-игровая среда – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Влияние
предметно – игровой среды на развитие речи детей играет большую роль.
Разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Однако ежегодно
увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Наиболее часто
встречающиеся проблемы развития речи у детей дошкольного возраста:
1.
Ситуативная речь, т. е неспособность грамматически правильно построить
предложение.
2.
Бедность словарного запаса, засорение речи сленгом из-за того, что современные
дети с ранних лет привязаны к телевизору, телефону, компьютеру.
3.
Употребление нелитературных слов и выражений.
4.
Бедность диалогической речи, неспособность вести доступный диалог.
5.
Полиморфное нарушение звукопроизношения.
6.Неумение
построить монолог: описательный рассказ на предложенную тему.
7.
Отсутствие интонационной выразительности речи, неумение регулировать громкость
голоса и темп речи.
При
создании развивающей
предметно-пространственной среды необходимо учитывать все эти проблемы и
исходящие из этих проблем задачи.
Для
создания развивающей
предметно-пространственной среды, направленной на развитие речевой активности
дошкольников целесообразно пополнить среду группы следующими материалами:
-наглядно-иллюстративный
материал по лексическим темам, дидактические речевые игры;
- лото
«Животные», «Птицы», «Растения», «Игрушки», «Зоологическое лото», «Морские
обитатели», «Овощи, фрукты», «Времена года» и другие;
-картотека игр и игры для развития грамматического строя: «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай-ка», «Какой? Какая? Какое?», «Чей?, Чья? Чьё?» и другие;
-сюжетные
картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции
(«Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы, фразовые
конструкторы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное
творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр. Для
развития диалогической и монологической речи необходимо оформить зону для
сюжетно-ролевых игр, где будут расположены все необходимые атрибуты для игр
«Больница», «Аптека», «Семья», «Мы – пожарные», «Полицейский». В этих играх
дети учатся вести диалог, правильно формулировать свои вопросы и ответы,
поэтому эта зона тоже очень важна при создании предметно-игровой среды.
-пособия
на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, логопедические
игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие
книжки, логопедические альбомы, задания и игры на закрепление звуков в речи
(лабринты, игры-бродилки, предметные картинки на все звуки), чистоговорки и
поговорки;
-
«звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «Делим
слова на слоги», «Составь слово», «Составь предложение», «Где спрятался звук?»,
схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, задания
со словами и буквами;
-пособия
на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с
движениями, задания «Рисуем по клеточкам», обводки, штриховки;
-
наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей.
Атрибуты
для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, наглядный материал,
демонстрационный материал, книги должны храниться в доступных для ребенка
местах и находиться в свободном доступе.
Предметно-развивающая среда как средство речевого
развития дошкольников // nsportal.ru [Электронный
ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/30/predmetno-razvivayushchaya-sreda-kak-sredstvo-rechevogo/.
Дата
доступа: 22.02.2024.
Комментариев нет:
Отправить комментарий