Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.
Эмоциональная выразительность речи отражает чувства человека, его состояние, намерения. Даже маленький ребенок, еще не умея говорить, своими возгласами и жестами может сообщить о своем настроении, самочувствии. Поразительной способностью является то, как дети угадывают и понимают голос матери, ее настроение. Они отличают довольная она или сердитая, встревоженная или спокойная.
Многие дошкольники
способны подражать речи взрослых, точно передавать их интонацию, улавливать на
слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможность
детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса,
замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные оттенки речи,
выделять во фразах отдельные слова или группу слов, правильно выдерживать
паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к сказанному. Все это помогает
дошкольникам более точно передавать свои мысли, читать стихотворения, потешки,
считалочки.
Так что же такое
интонация?
Интонация
- это сложный
комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому
и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством
эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к
слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
●
мелодика - движение голоса по высоте, благодаря
наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
●
темп - скорость речевого высказывания:
ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания
(является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа
речи);
● пауза -
временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным
мыслям; психологические - используются в качестве средства эмоционального
воздействия на слушателей;
●
сила
голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания
высказывания;
●
логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;
●
фразовое
ударение - выделение
голосом группы слов;
●
ритм - равномерное чередование ударных и
безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
●
тембр - эмоционально-экспрессивная
окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль испуг,
жалобу, просьбу.
Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается
умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать
громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять
голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу
эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий выражает свое
отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит
свое высказывание до полной завершенности.
Уровень овладения
средствами интонационной выразительности речи зависит от развития речевого
слуха, слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться
голосовым и артикуляционным аппаратом. Для полноценной передачи собственных
чувств, переживаний и отношения в высказываниях ребенок должен уметь правильно
использовать средства выразительности речи, овладение которыми обычно
происходит к пяти летнему возрасту.
У детей с речевыми
трудностями, с недостаточно развитым речевым слухом процесс формирования
выразительности речи задерживается или идет негармонично.
Работа по развитию
выразительности речи предполагает формирование навыков восприятия интонации и
использования её в собственной речи.
В первую очередь образцом для подражания служит речь взрослых. Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику. Педагог обращает внимание ребенка на выразительность речи, эмоциональную окраску, темп, мелодичность.
По направлению движения голоса различают мелодические формы:
Монотонная- с незначительным повышением и понижением голоса;
Восходящая форма -
с повышением голоса к концу предложения;
Нисходящая форма -
с понижением голоса к концу предложения;
Полная форма, включающая
повышение и понижение.
Упражнения для изменения
голоса
Упражнение “Голос
повышается - голос понижается”
Повышение и понижение
голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Ребенку
предлагаются фразы, он должен определить, где повышается, а где понижается
голос.
Пример: Это овощи? Это фрукты. Маша скоро будет спать. Митя, это ты?
Упражнение «Чей домик?»
Один ребенок стучит (тук - тук) и спрашивает: «Кто в домике живет? » Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
Упражнение «Дирижер»
Для развития восприятия
мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором определяется
«рисунок» фразы или стихотворения. Стихотворение, скороговорка или фраза
проговариваются два раза вместе с жестовыми обозначениями ее мелодики. Затем
ребенок продирижирует её самостоятельно.
Упражнение «Животные и
детеныши»
Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены. Как мама-кошка зовет котят, а как откликаются котята.
Упражнение «Эхо»
Сначала в роли водящего выступает педагог и громко произносит звукоподражание, слово или фразу, а дети повторяют с каждым разом тише и тише. В дальнейшем водящим может быть ребенок.
Упражнение “Вопрос –
ответ”
В этой игре
сопоставляется образцы высказываний с различной мелодикой.
Ребенку предлагается послушать стихотворение, а потом при втором
прочтении договаривать слова.
Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа,
Молока дадим ежу,
Крошки вкусные – чижу”.
Сейчас я ещё раз
прочитаю, вы договаривайте слова.
- У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому
дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу.
Можно разделиться на две команды, одна команда задает вопросы, а другая
отвечает.
Этой же цели могут служить и стихотворения, содержащие вопросительные и
повествовательные предложения такие как “Курочка – рябушечка”, “Кисонька –
Мурысонька”, “Кулики”, разнообразные небольшие диалоги.
Педагог учит ребенка понимать, что каждая часть стихотворения,
рассказа или сказки отличается своей темой, содержанием, настроением,
соответственно этому мы выбираем средства выразительности. Так, грустное,
подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и
произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное
состояние произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение,
грусть, радость – все это отражается в голосе.
В состоянии возбуждения и подавленности голос меняется, отклоняясь
от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской – тембром.
Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса от обычного звучания. Как
же определить нужную окраску при передаче незнакомого текста?
Необходимо внимательно прочитать содержание произведение, понять
замысел автора, идею произведения. От того, как понято содержание произведения,
зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие на
детей.
Упражнения для
восприятия тембра
Формирование навыков восприятия тембра у детей следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса - радостной и грустной, что впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга.
Упражнение «Покажи
смайлик»
Взрослый читает отрывки
из произведений или небольшие истории, выражая определенную интонацию, а
ребенок должен соотнести ее с определенным смайликом.
Например:
Я от бабушки ушел, я от
дедушки ушел…
Сейчас же отоприте
дверь…
Это совсем не матушкин
голосок…
"Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и
папа много работают, им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка
пошли в зоопарк". (Радость).
После того как ребенок с помощью карточек определит эмоциональную окраску рассказа, необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние героев с помощью слов.
Упражнение «Кто что чувствует»
При прочтении рассказов, рассматривании картин
следует обращать внимание ребенка на эмоциональное состояние героя. Просить
ответить на вопросы:
Какое настроение было сначала? Как говорил
персонаж?
Какое настроение стало потом? Как изменился
голос героя?
Полезным будет проговаривание реплик героя рассказа, изменяя тембр голоса.
Упражнение «Повтори фразу»
Педагог называет
предложение, а дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было
понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п.
Для этого упражнения
подойдут следующие предложения:
Дождь идет. Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает.
Темп – это ускорение или замедление скорости
произносимых предложений. Для этого
необходимо познакомить детей с понятиями "быстро",
"медленно", "умеренно". В качестве речевого материала могут
служить потешки, поговорки, скороговорки, рифмовки, физкультминутки.
Упражнения на развитие темпа речи
Упражнение «Угадай, как надо делать»
Взрослый загадывает движение, которое дети
выполняют под ритм стихотворения. Если ускоряется темп произнесения, то дети
должны ускорить выполнение движений и наоборот.
Упражнение «Попробуй, повтори»
Дети сначала в медленном, затем в умеренном и
быстром темпе, проговаривают рифмовки
или скороговорки.
Упражнение «Барабанщик»
Взрослый играет на барабане или другом
музыкальном инструменте простой ритм и просит повторить ребенка. Может меняться
темп игры.
Упражнение «Ускоритель времени»
Дети выполняют
движения, проговаривая слова физкультминутки сначала в нормальном
(умеренном) темпе, затем ускоряются.
Логическое ударение – это выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому нужно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста.
Ритм – это чередование ударных слогов, которые
можно задавать в виде хлопков, ударов в барабан, бубен, серии слогов, коротких
стихотворений. Детям сначала нужно предложить отхлопывать ритм слоговых серий.
Та-та-Та-та; та-Та-та-Та; Та-та-та-Та-та-та.
Все упражнения, формирующие темпо – ритмическую сторону речи связаны с
эмоциональной выразительностью речи. Одни и те же задания преследуют разные
цели обучения.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что роль
выразительности речи чрезвычайно важна. Она обеспечивает оформление фраз как
целостных смысловых единиц, и вместе с тем, обеспечивает передачу информации о
коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой
улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики
педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему
психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал
важность ритма для обучения письменной речи.
Таким образом, вопрос о
воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и
выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к
содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи
дошкольника.
Источник:
1. Развитие интонационной выразительности речи
у детей дошкольного возраста // infourok.ru [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-intonacionnoj-vyrazitelnosti-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-6338487.html.
– Дата доступа : 19.12.2023.
Комментариев нет:
Отправить комментарий