Речевая готовность ребёнка к школе.
Ваш ребёнок готовится стать школьником?
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка шести лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
1. Звуковая сторона речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Фонематические процессы (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
3. Языковой анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных, согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы.
5. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги (части);
- различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
- самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
- драматизировать небольшие произведения;
- уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
- иметь представления о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Литература:
1. Логопедия: Учеб. для студентов дефектологичексих факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп.-.:Москва:ВЛАДОС,2009.-703с.
2. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
1. Логопедия: Учеб. для студентов дефектологичексих факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп.-.:Москва:ВЛАДОС,2009.-703с.
2. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий