Игры для формирования пространственных представлений у детей с ОПФР.
Их несформированность к концу дошкольного возраста является
одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными
навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической
деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником
пространственных представлений могут оказать родители. А совместная
работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного
раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Работа по формированию пространственных
представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных
пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве.
Игра «Скажи наоборот»
Эту игру можно проводить как с группой детей, так и с одним
ребенком. Взрослый называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший
знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению.
Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
Игра «Отгадай – где…
Взрослый предлагает ребенку посмотреть, какие предметы или кто из
детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ
ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных
очков-фишек у каждого ребёнка.
Игра «Новоселье»
В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде
домиков и небольшие игрушки (животные). Ребёнок должен «заселить» дом по
заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и
обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и
т.д.
Игра «Назови соседей»
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично
расположены изображения различных предметов.
Задание 1:
найти изображение какого-то предмета и определить:
- что
изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Задание 2:
назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
- в правом
верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
Игра «Геометрический диктант»
Перед ребёнком лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый
даёт инструкции, а ребёнок должен выполнять в быстром темпе. Например, красный
квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д.
после выполнения задания можно проверить правильность выполнения.
Игра «Я еду на машине»
Перед ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
По инструкции взрослого ребёнок передвигает машинку в нужном
направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по
нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы
мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
Игра «Что где находится?». Ребенок показывает правую руку и
называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза,
повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять
просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким
образом, проводится работа и с левой рукой.
Игра «Заводная кукла». Детям предлагается представить,
что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды
своего инструктора. Инструктор подает команды: «Игрушки, сделайте два шага
вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три
шага вперед и т.д.»
Игра «Да-нет». Цель – формирование умения
определять пространственное положение предмета. Например: «Я загадала предмет,
а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают
вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На
подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.
Интернет-источник:
Игры для формирования пространственных представлений [Электронный
ресурс]. – 2021. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad// – Дата
доступа : 08.11.2021.
Комментариев нет:
Отправить комментарий