Уважаемые родители! Убедительная просьба выполнять рекомендации в тетрадях, которые вы получаете в конце недели! Результатом нашей совместной работы станет правильная и красивая речь вашего ребёнка!

среда, 10 февраля 2021 г.


 Математические «речевые» игры.

Необходимым условием для успешной мыслительной деятельности дошкольника является хорошо развитая речь ребенка. Но с каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

   В наше время, в виду различных объективных и субъективных причин рождение здорового ребенка становится редкостью. Растет число детей с врожденными аномалиями, что, соответственно, сказывается на физическом, психическом и речевом развитии ребенка. Часто на речевой диагноз накладывается и психологические проблемы у детей, воспитывающиеся в не полных семьях, которых с каждым годом становится все больше.

Естественно, что трудности,  с которыми такие дети сталкиваются при усвоении учебного материала, обусловлены  не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности основных психических процессов, так как недостаточный объем и устойчивость, ограниченные возможности распределения и концентрации внимания, снижение всех видов памяти, замедленный темп мыслительных процессов (анализа и синтеза) ведут к нарушениям адаптивных механизмов и не усвоению программы детского сада,  а в дальнейшем и  начальной школы.

Следует отметить, что дети – логопаты:

  • плохо запоминают и слабо удерживают в памяти указанное количество предметов, картинок, звуков в пределах 5;
  • с трудом восстанавливают порядок предметов, картинок, звуков в пределах 5 после их перестановки;
  • не всегда выделяют предметы (геометрические фигуры) по заданному признаку;
  • плохо ориентируются на листе бумаги, пространстве, времени;
  • испытывают затруднения  при овладении счетом и счетными операциями.

Хорошо известно, что у детей  дошкольного возраста ведущей деятельностью является  игра.  Для детей с ОНР это имеет огромное значение и дело не только в том, что ребенок с удовольствием строит, лепит, играет, но и в том, что «детские» игры способствуют развитию психических процессов. Так дети учатся распознавать цвет, различать свойства, формы предметов, отношение частей по величине, расположение в пространстве и т.д.

Существует конкретный материал по развитию познавательных процессов личности ребенка и коррекционно – развивающие игры и упражнения математического содержания.

Внимание - это сосредоточенность сознания  на определенном объекте. Объектом внимания могут быть как предметы или явления окружающей жизни, так действия, мысли и переживания самой личности.

Ребенок дошкольного возраста не может долго сосредоточиться на

какой – либо одной деятельности: он быстро отвлекается, устает, начинает капризничать, или наоборот, становится интерактивным, вызывая смущение взрослых. Это происходит оттого, что у ребенка преобладает непроизвольное внимание. Он пока ещё слабо управляет своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений (стук двери, лай собаки и т.д.) – все это может послужить отвлекающим фактором, ребенок прерывает свои занятия и не может к ним вернуться. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития таких качеств, как объем, концентрация,  распределение, переключение и устойчивость.

Заинтересовать детей, побудить их слушать помогут занимательные, целенаправленные игры:

1.    На увеличение объема внимания, скорости  его распределения и переключения - таблицы Шульта. Ребенок находит, показывает и называет вслух цифры  - в младшем возрасте от 1 до 5 и обратно, в среднем возрасте – от 1 до 10 и обратно,  в старшем возрасте от 1 до 20 и обратно, до 100 десятками. Ребенок учится быстро находить числа от 1 до 9;  от 1 до 16, называя их вслух и показывая на таблице.

2.    На выявление скорости распределения и переключения  внимания его устойчивости - упражнение «Корректор». Детям даётся установка: «Сейчас мы поработаем корректорами. Корректор – это человек, который исправляет ошибки в тексте, зачеркивающий лишние геометрические фигуры». Предлагаются листы с набором геометрических фигур: «Мы будем зачеркивать только круги». Начинать лучше с двух строчек, постепенно увеличивая их количество, усложняя задания: зачеркнуть круги горизонтальными линиями, квадраты – крестиком, треугольники вертикальными линиями.

3.    Развитию произвольного внимания, активизации оперативной памяти поможет игра «Мячики». Детям даются листы с нарисованными кругами (мячиками) и предлагается закрасить синим 1-й, 3-й, 5-й мячики, а  2-й и 4-й заштриховать горизонтальными полосками.

Память – это сложная психическая деятельность, способность к получению, сохранению и воспроизведению информации. Память бывает кратковременной или оперативной, которая обеспечивает точное воспроизведение материала спустя непродолжительное время (от несколько десятков секунд) после однократного предъявления информации  и долговременной, если воспроизведение информации происходит спустя достаточно длительное время. Долговременная память составляет основу прочных знаний, навыков, умений и привычек. Различают виды памяти: образная, зрительная, слуховая, словесно – логическая, эмоциональная, двигательная.

Для развития зрительной памяти у детей с ОНР на занятиях используются следующие игры:

1.    Игра «Кто за кем стоит» - дети стоят в шеренге, водящий смотрит на строй в течение 40 – 50 секунд, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоял.  Вариант – дети меняются местами, водящий должен восстановить порядок.

2.    Игра «Посчитай и отсчитай» - педагог отстукивает в бубен или ладони определенное количество ударов. Дети считают удары и отсчитывают у себя столько же мелких предметов.

3.    Игра « Сколько раз, и на каком инструменте я играла». За ширмой педагог извлекает определенное количество звуков на разных инструментах, а дети считают, называют инструмент и количество ударов.

4.    Игра «10 картинок». Педагог раскладывает 10 картинок. 30 секунд ребёнок смотрит и запоминает их. Затем ребёнку предлагается назвать картинки, которые он запомнил.

Мышление – это процесс познания человеком окружающей действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений, умозаключений.

Мышление это  развивающийся процесс: в 3-4 года  у ребенка наглядно – действенное мышление, так как он познает мир с помощью манипулирования предметами, на основе которого формируется наглядно – образное мышление. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений  без применения практических действий. Это позволяет ребенку использовать схематичные изображения, считать в уме (Загадки в стихах «Веселый счет»)

К 6 – 7 годам у детей формируется словесно – логическое мышление. Оно характеризуется использованием суждений, умозаключений, что невозможно без речи.

Коррекционная работа с детьми с ОНР показывает, что в результате специально организованных занятий, показатели мышления могут улучшиться в 3-4 раза:

1. Отгадывание загадок с математическим содержанием (4 ноги, а не ходит)

2. Игры – головоломки со счетными палочками:

– положи на лист бумаги 1 палочку так, чтобы получился  треугольник; разложи две палочки так, чтобы получился квадрат.

3. «Какая фигура лишняя» - классификация предметов по признакам.

4. «Слова – антонимы» математического содержания: тяжелый – легкий, высокий – низкий, узкий – широкий и др.

5. Головоломки «Пифагор», «Танграмм».

 

Игры математического содержания на развитие лексико-грамматического строя речи:

1.Игра “Волшебный мешочек”

Цель:  закрепление в речи количественных числительных.

Дети достают из мешочка картинки, на которых нарисованы разные предметы и  озвучивают, сколько нарисовано их. Например: три бабочки, шесть матрёшек, пять мячей, четыре велосипеда.

2. Игра “Рыбаловы” 

Цель: закрепление навыка счёта в пределах 5, правильно согласовывать числительное с существительными.

Используется удочка с магнитом и коробка с рыбками.

Дети вылавливают рыбок и считают: “Я поймал одну рыбку” “ Я ещё поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки” и т.д.

3. Игра “Сколько фигур, столько и предметов” 

Цель: закрепление навыка согласования числительных с существительными, автоматизация звуков в словах.

Дети считают геометрические фигуры и называют столько же предметов: “Шесть воробьёв, четыре ёлки и т.д.».

4. Игра “Посчитай-ка” 

Цель: закрепление навыка согласования числительных с существительными, автоматизация звуков в словах.

Дети считают заданный предмет, правильно называя автоматизируемый звук. Сравнивают количество предметов.

 

Литература:                  

1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/А.М.Леушина – Москва: Просвещение, 1974. – 368 с.

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий