Необходимым условием для успешной мыслительной деятельности дошкольника является хорошо развитая речь ребенка. Но с каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
В наше время, в виду различных объективных и субъективных причин рождение здорового ребенка становится редкостью. Растет число детей с врожденными аномалиями, что, соответственно, сказывается на физическом, психическом и речевом развитии ребенка. Часто на речевой диагноз накладывается и психологические проблемы у детей, воспитывающиеся в не полных семьях, которых с каждым годом становится все больше.
Естественно, что трудности, с
которыми такие дети сталкиваются при усвоении учебного материала, обусловлены
не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности основных
психических процессов, так как недостаточный объем и устойчивость, ограниченные
возможности распределения и концентрации внимания, снижение всех видов памяти,
замедленный темп мыслительных процессов (анализа и синтеза) ведут к нарушениям
адаптивных механизмов и не усвоению программы детского сада, а в
дальнейшем и начальной школы.
Следует отметить, что дети –
логопаты:
- плохо запоминают и слабо удерживают в памяти указанное
количество предметов, картинок, звуков в пределах 5;
- с трудом восстанавливают порядок предметов,
картинок, звуков в пределах 5 после их перестановки;
- не всегда выделяют предметы (геометрические
фигуры) по заданному признаку;
- плохо ориентируются на листе бумаги,
пространстве, времени;
- испытывают затруднения при овладении счетом
и счетными операциями.
Хорошо известно, что у детей
дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Для
детей с ОНР это имеет огромное значение и дело не только в том, что ребенок с
удовольствием строит, лепит, играет, но и в том, что «детские» игры
способствуют развитию психических процессов. Так дети учатся распознавать цвет,
различать свойства, формы предметов, отношение частей по величине, расположение
в пространстве и т.д.
Существует конкретный материал по
развитию познавательных процессов личности ребенка и коррекционно – развивающие
игры и упражнения математического содержания.
Внимание - это сосредоточенность
сознания на определенном объекте. Объектом внимания могут быть как
предметы или явления окружающей жизни, так действия, мысли и переживания самой
личности.
Ребенок дошкольного возраста не может долго
сосредоточиться на
какой – либо
одной деятельности: он быстро отвлекается, устает, начинает капризничать, или
наоборот, становится интерактивным, вызывая смущение взрослых. Это происходит
оттого, что у ребенка преобладает непроизвольное внимание. Он пока
ещё слабо управляет своим вниманием и часто оказывается во власти внешних
впечатлений (стук двери, лай собаки и т.д.) – все это может послужить
отвлекающим фактором, ребенок прерывает свои занятия и не может к ним
вернуться. Произвольное внимание формируется постепенно, по
мере развития таких качеств, как объем, концентрация, распределение,
переключение и устойчивость.
Заинтересовать детей, побудить их слушать помогут занимательные,
целенаправленные игры:
1. На увеличение объема внимания,
скорости его распределения и переключения - таблицы Шульта. Ребенок
находит, показывает и называет вслух цифры - в младшем возрасте от 1 до 5
и обратно, в среднем возрасте – от 1 до 10 и обратно, в старшем возрасте
от 1 до 20 и обратно, до 100 десятками. Ребенок учится быстро находить числа от
1 до 9; от 1 до 16, называя их вслух и показывая на таблице.
2. На выявление скорости распределения
и переключения внимания его устойчивости - упражнение «Корректор». Детям
даётся установка: «Сейчас мы поработаем корректорами. Корректор – это человек,
который исправляет ошибки в тексте, зачеркивающий лишние геометрические фигуры».
Предлагаются листы с набором геометрических фигур: «Мы будем зачеркивать только
круги». Начинать лучше с двух строчек, постепенно увеличивая их количество,
усложняя задания: зачеркнуть круги горизонтальными линиями, квадраты –
крестиком, треугольники вертикальными линиями.
3. Развитию произвольного внимания,
активизации оперативной памяти поможет игра «Мячики». Детям даются листы с
нарисованными кругами (мячиками) и предлагается закрасить синим 1-й, 3-й, 5-й
мячики, а 2-й и 4-й заштриховать горизонтальными полосками.
Память – это сложная психическая деятельность,
способность к получению, сохранению и воспроизведению информации. Память
бывает кратковременной или оперативной, которая обеспечивает
точное воспроизведение материала спустя непродолжительное время (от несколько
десятков секунд) после однократного предъявления информации и долговременной, если
воспроизведение информации происходит спустя достаточно длительное время.
Долговременная память составляет основу прочных знаний,
навыков, умений и привычек. Различают виды памяти: образная,
зрительная, слуховая, словесно – логическая, эмоциональная, двигательная.
Для развития зрительной памяти у детей с ОНР на занятиях используются
следующие игры:
1. Игра «Кто за кем стоит» - дети стоят
в шеренге, водящий смотрит на строй в течение 40 – 50 секунд, затем,
отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоял. Вариант – дети меняются
местами, водящий должен восстановить порядок.
2. Игра «Посчитай и отсчитай» - педагог
отстукивает в бубен или ладони определенное количество ударов. Дети считают
удары и отсчитывают у себя столько же мелких предметов.
3. Игра « Сколько раз, и на каком
инструменте я играла». За ширмой педагог извлекает определенное количество
звуков на разных инструментах, а дети считают, называют инструмент и количество
ударов.
4. Игра «10 картинок». Педагог
раскладывает 10 картинок. 30 секунд ребёнок смотрит и запоминает их. Затем
ребёнку предлагается назвать картинки, которые он запомнил.
Мышление – это процесс познания человеком
окружающей действительности с помощью мыслительных процессов – анализа,
синтеза, суждений, умозаключений.
Мышление это
развивающийся процесс: в 3-4 года у ребенка наглядно –
действенное мышление, так как он познает мир с помощью манипулирования
предметами, на основе которого формируется наглядно – образное мышление. Оно
характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений
без применения практических действий. Это позволяет ребенку использовать
схематичные изображения, считать в уме (Загадки в стихах «Веселый счет»)
К 6 – 7 годам у детей
формируется словесно – логическое мышление. Оно характеризуется
использованием суждений, умозаключений, что невозможно без речи.
Коррекционная работа с детьми с ОНР
показывает, что в результате специально организованных занятий, показатели
мышления могут улучшиться в 3-4 раза:
1. Отгадывание загадок с
математическим содержанием (4 ноги, а не ходит)
2. Игры – головоломки со счетными
палочками:
– положи на лист бумаги 1 палочку
так, чтобы получился треугольник; разложи две палочки так, чтобы
получился квадрат.
3. «Какая фигура лишняя» -
классификация предметов по признакам.
4. «Слова – антонимы»
математического содержания: тяжелый – легкий, высокий – низкий, узкий – широкий
и др.
5. Головоломки «Пифагор»,
«Танграмм».
Игры математического содержания на развитие
лексико-грамматического строя речи:
1.Игра
“Волшебный мешочек”
Цель:
закрепление в речи количественных
числительных.
Дети
достают из мешочка картинки, на которых нарисованы разные предметы и озвучивают, сколько нарисовано их. Например:
три бабочки, шесть матрёшек, пять мячей, четыре велосипеда.
2.
Игра “Рыбаловы”
Цель:
закрепление навыка счёта в пределах 5, правильно согласовывать числительное с
существительными.
Используется
удочка с магнитом и коробка с рыбками.
Дети
вылавливают рыбок и считают: “Я поймал одну рыбку” “ Я ещё поймал одну рыбку. У
меня стало две рыбки” и т.д.
3.
Игра “Сколько фигур, столько и предметов”
Цель:
закрепление навыка согласования числительных с существительными, автоматизация
звуков в словах.
Дети
считают геометрические фигуры и называют столько же предметов: “Шесть воробьёв,
четыре ёлки и т.д.».
4.
Игра “Посчитай-ка”
Цель:
закрепление навыка согласования числительных с существительными, автоматизация
звуков в словах.
Дети
считают заданный предмет, правильно называя автоматизируемый звук. Сравнивают
количество предметов.
Литература:
1. Леушина А.М. Формирование элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста/А.М.Леушина – Москва:
Просвещение, 1974. – 368 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий