Уважаемые родители! Убедительная просьба выполнять рекомендации в тетрадях, которые вы получаете в конце недели! Результатом нашей совместной работы станет правильная и красивая речь вашего ребёнка!

среда, 18 ноября 2020 г.

 

Развитие речи детей в процессе занятий лепкой.

Речь занимает ведущее место в системе высших психических функций человека и является ярким показателем развития ребенка. Она является основным механизмом сознательной деятельности человека. Чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. 

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка — одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время установлено, что на становление детской речи большое влияние оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие дошкольников путем тренировки движений пальцев рук. Известно, что развитию мелкой моторики способствует:

– работа с ножницами (разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, елка...) по контуру и без него);

– конструирование и работа с мозаикой;

– лепка из различных пластических материалов;

– выкладывание фигур из спичек (палочек);

­– освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.);

– игры с природным материалом: песком, крупами, мелкими камешками и т. д.;

– упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Н. Б. Халезова отмечает, что лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Ребёнку хочется, чтобы его «элементарная скульптура» (продукт детской лепки) была как можно больше похожа на реальный предмет, поэтому он внимательно вглядывается в окружающий мир, анализируя его соразмерность, пропорциональность, объёмность. У ребенка развивается наблюдательность, умение подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и т. д.   Лепка способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.

 При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений. В процессе лепки у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Во время работы ребенок учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.

С целью развития мелкой моторики рук в процессе лепки дошкольникам предлагают выполнить следующие упражнения:

«Яблоко». Пластилин или солёное тесто раскатывается тонким слоем (0,5–1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Комочек пластилина — «пирог» ребенок украшает фасолью, горохом, скорлупой ореха и т. д.

«Елочка». Зеленому пластилину или тесту придается форма елочки. Ребенок может украсить елочку природным материалом или маленькими шариками из цветного пластилина.

«Рисунок на пластилине». Пластилин раскатывается тонким слоем (0,5–1 см). На поверхности пластинки можно выдавить любое изображение стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Что оставило этот след?»).

«Модульная лепка». Модули — шарики, валики, диски, бесформенные комочки. Соединяют их произвольно (гнездышко, кустик, прическа) или насаживают на каркас из палочек, трубочек (коралловые рифы, дерево) и т. д.

 В процессе лепки формируется эмоциональный и речевой контакт детей со взрослым. Можно выделить некоторые специфические приемы развития и активизации речи детей, которые могут быть использованы в процессе лепки:

–  «Возьми стеку, шаблон, формочку и т. п». Ребенок взглядом находит нужный предмет и затем выполняет указание. С овладением речью ребенок сам начинает давать себе команды, речевые приказы (сначала развернутые — вслух, затем свернутые — «про себя») и подчинять им свое поведение;

– создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить пластилин (стеку, скалку и т. д.), ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме;

–  комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. Если комментирующая речь педагога звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это помогает усвоить изобразительные технические навыки;

– проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух. Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах;

– «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.

Говоря о специфике взаимодействия педагога и детей, стиля общения и сотрудничества в процессе лепки, необходимо раскрыть принципы, на которых они основываются:

– создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, поощрять интересы, развивать творческое начало;

– создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности);

– восхищение каждой идеей детей, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка (позитивное подкрепление всех идей и ответов, поощрение оригинальных идей, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное).

Таким образом, говоря словами Л. С. Выготского, воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт пластический материал.

 Литература:                  

1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2 –7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С.Комарова — Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 168 с.                

2. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1986. – 144 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий