Развитие речевого дыхания.
Игры и упражнения.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых,
воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние
отделы, значит, организм получит меньше кислорода.
Игры и упражнения.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых,
воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние
отделы, значит, организм получит меньше кислорода.
Правильное речевое дыхание
обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддерживания
громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию
речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только
звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает
функциональную деятельность всех органов и систем организма. Люди которые плохо
дышат, говорят, кричат и и поют не потому, что болеют, а потому, что не умеют
правильно дышать. Научиться правильному дыханию можно с помощью дыхательной
гимнастики.
Дыхательная
гимнастика оказывает парадоксальное воздействие на организм человека:
-положительно влияет на обменные
процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и в легочной
ткани;
-способствует восстановлению
нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной
системы;
-способствует рассасыванию
воспалительных заболеваний, устранению местных застойных явлений;
-налаживает нарушенные функции
сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
-исправляет развившиеся в процессе
заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
-повышает общую сопротивляемость
организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние больного.
Правильное дыхание, как уже
говорилось, очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это
энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют
воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что
позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Сделать упражнения интересными
помогут стихи.
Упражнения для формирования
диафрагмального дыхания.
·
Упражнение
« Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя),
положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки.
Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а
нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой
рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя
часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит взрослый, а ребёнок выполняет
нужные действия.
·
Упражнение
«Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на
ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок:
медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох.
Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То
же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнения для дифференциации носового и ротового дыхания.
·
Упражнение
«Вдох- выдох». Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос,
задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный
выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
вдох через нос- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом........
·
Упражнение
« Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть
через рот.
Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки,
подуть),
Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть),
Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть),
Я подую близко- ( руки положить на грудь и подуть на них).
·
Упражнение
«Снежинки».
Выполняется
стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох).
Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
·
Упражнение
«Пила».
Выполняется стоя. Имитировать пилку
бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.
Пила, пила пили живей,
Мы строим домик
Для гостей.
·
Упражнение
«Повороты».
Выполняются стоя, руки на поясе,
повороты туловища в стороны, влево поворот- вдох, вправо- выдох.
Боком- боком, боком- боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
·
Упражнение
«Хлопки».
Выполняется стоя, руки опущены вдоль
туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу
сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик
Не жалеет своих ножек.
Он играет целый день,
Он не знает слова- лень.
·
Упражнение
«Петушок кричит».
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе
протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».
Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках),
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх),
Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!»
(произнести на выдохе).
·
Упражнение
«Одуванчик».
Выполняется
сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через
рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелёк.
·
Упражнение
«Пропеваем звуки».
Сделать
глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки: а, о, у, и,
э.......
Мы все весело играем,
Вместе звуки пропеваем.
Можно предложить детям поиграть в настольные
игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования
сильной воздушной струи через рот.
·
Игра
«Колобок»
Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет
леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику
прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
·
Игра
«Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить
или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины
и увидеть картинку.
·
Игра
«Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Свечи - крышки от
фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.
Интернет-источник:Играялечим!Дыхательнаягимнастика//nsportal.ruhttp:///[Электронный
ресурс]. – 2017. – Режим доступа: nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2014/05/28 –
Дата доступа : 2.10.2017.
Комментариев нет:
Отправить комментарий