ЗРР.Что это? Причины и что
делать.
ЗРР.Что это? Причины и что делать.
Задержка речевого развития (ЗРР) – это отклонение от норм становления речевой деятельности у детей.
При
нормальном положении вещей всплеск развития речи наблюдается у малышей начиная
с двух лет, но на фоне различных нарушений такой процесс не происходит даже при
достижении ребёнком трёх лет.
Задержка речевого развития у детей является не слишком распространённым симптомом и встречается примерно у 10% малышей, не достигших трёх лет. Примечательным является то, что подобный симптом наблюдается в несколько раз чаще у мальчиков, нежели у девочек.
Все причины формирования подобного расстройства делятся на 2 группы.
Задержка речевого развития у детей является не слишком распространённым симптомом и встречается примерно у 10% малышей, не достигших трёх лет. Примечательным является то, что подобный симптом наблюдается в несколько раз чаще у мальчиков, нежели у девочек.
Все причины формирования подобного расстройства делятся на 2 группы.
Среди
физиологических причин ЗРР стоит выделить:
· - нарушение
остроты слуха или его полное отсутствие;
· - наличие
проблем со зрением;
· - неполноценное развитие органов артикуляции. К
ним можно отнести язык, губы и мягкое небо;
· -патологии
головного мозга;
·
-перенесённые травмы или серьёзные недуги в
период новорожденности;
·
патологии, обусловленные инфекциями или
травмами во время внутриутробного развития, гипоксия или асфиксия плода при
родовой деятельности; осложнённое протекание беременности – недоношенность или
переношенность плода. Сюда также стоит отнести распитие алкоголя или курение в
период вынашивания ребёнка;
· - некоторые
заболевания врождённого характера с элементами аутизма – синдром Дауна или ДЦП;
·
-синдром минимальной мозговой дисфункции,
который может развиваться на фоне перинатальной энцефалопатии;
· -наследственная
предрасположенность – наличие такого расстройства у одного из родителей
повышает риск появления симптома у наследников; высокое внутричерепное давление
у ребёнка.
Социальные причины:
Социальные причины:
·
-недостаточное внимание, которое уделяется
ребёнку, отчего ему не с кем разговаривать;
· - невнятную
речь, произносимую самими родителями или постоянным окружением малыша;
· -частое
влияние стрессовых ситуаций или эмоциональных перенапряжений;
· -чрезмерную
опеку родителей, направленной на лишение мотивации говорить;
· - наличие
посторонних звуков;
· -общение
в семье одновременно на нескольких языках.
О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят
следующие признаки:
- 1. Когда в 4 месяца ребенок не
проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается
родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении
к нему мамы.
- 2. Когда в 8-9 месяцев ребенок
не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а
в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.
- 3. Когда 1,5-годовалый ребенок
имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока,
не умея его разжевать.
- 4. Когда в 1,5 года малыш не
произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени,
названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые
просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку»,
«иди сюда».
- 5. Когда в 2 года ребенок не
пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько
отдельных простейших слов.
- 6. Когда в 2,5 года словарный
запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает
названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест:
попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет,
находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух
слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
- 7. Когда в 3-летнем возрасте
речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с
трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки
словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
- 8. Когда малыш в 3 года
«тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или,
напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным
образом не разговаривает.
- 9. Когда в 3 года малыш не
строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и
мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от
взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно
обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра –
это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
- 10. Когда ребенок вне
зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без
явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.
Что
делать при задержке речевого развития?
Для
начала вам необходимо детально обследовать ребенка и выявить причины патологии
речевого развития. Для диагностики причин нужно обратиться к
врачу-невропатологу, учителю-дефектологу, а при необходимости к детскому
психологу и психиатру.
Помните! Развитие ребенка – это ваша работа. Большинство мам делает эти
упражнения и занятия на интуитивном уровне!
Для ранней
коррекции речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:
- Не говорящий ребёнок пытается
добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно
изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то
звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать,
топать ножкой. Мужественно стоять на своём, но успокоить ребёнка всё же
придётся.
- Проводите такие занятия как:
ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка»,
«Лисичка-сестричка»), упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки»
(Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по
дорожке: топ-топ-топ-топ-…). Возьмите одно-два упражнения на развитие
артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии),
дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки
полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан
с водой). Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что
пропало?», «Запретное движение»).
Такие игры развивают
артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу
двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень
важно для формирования правильной речи.
- Чтобы вызвать у ребёнка
внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных
игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом
закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих
возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок
(курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».
- Уточняйте с малышом
произношение гласных и простых согласных звуков. Родители должны соблюдать
определенную последовательность в работе над звуками (с учетом их
формирования при нормальном речевом развитии). Сначала отрабатываются
гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д'].
Не пытайтесь сразу вызвать у малыша шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], соноры
[л], [л'], [р], [р']. У ребёнка с ЗРР они появляются в лучшем случае на
шестом году жизни, и то после продолжительной предварительной работы.
- Игры по вызыванию звуков,
звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. «Как дует
ветер? В-в-в-…», «Как мычит коровка? Му-у-у», «Как капает дождик?
Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и
т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый
обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.
Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками,
трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев,
рассматривать цветы и травинки. Все это помогает обогатить активный и пассивный
словарь ребёнка (при условии, что взрослый всё это будет называть и
показывать). Наблюдая за живой природой, ребёнок непроизвольно будет что-то
«оречевлять», попытается составить простое предложение. А по приходу домой надо
будет при непосредственном участии ребёнка что-то зарисовать, о чём-то
составить коротенький рассказ из двух-трех предложений. О том, как строить
комплексную логопедическую работу по различным лексическим темам («Времена
года», «Домашние и дикие животные» и т.д.) родители также узнают из
соответствующего раздела нашего сайта («Комплексная работа над речью по
лексическим темам»).
- Игровые занятия по построению
фразы (предложения) строятся так, чтобы максимально использовать природные
вещества – песок и воду. Например, игры для введение в речь ребёнка
предлогов (В, ИЗ, ПО) предполагают выполнение инструкций: «Спрячь в
песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»;
«Похлопай ручкой по песку, по водичке».
- Устройте для ребёнка (хотя бы
раз в неделю!) кукольное представление. Перед его началом предложите
малышу отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых
предстоит увидеть. Например, «У кого косолапые ноги, кто спит в берлоге?»,
«Белый, пушистый, длинные ушки, быстрые лапки». Эта предварительная работа
необходима для того, чтобы настроить кроху на просмотр представления,
активизировать его внимание и мыслительные процессы. В подобных спектаклях
можно участвовать всей семьёй. Игрушек и кукол в доме предостаточно, вот и
используйте их с максимальной пользой! Сказку можно выбрать: «Колобок»,
«Теремок», «Три медведя», «Кто сказал “мяу”?», «Волшебная сметана»,
«Петушок и бобовое зернышко», «Петушок с семьёй» . Родители могут и сами
сочинить сказку для своего крохи, так будет даже интересней.
Во время представления куклы (оречевлённые взрослыми) обращаются к маленькому
зрителю с вопросами по сюжету сказки. Это побуждает его к речевым высказываниям.
Ребёнку очень нравится повторять за персонажами слова, слова песенок. Малыш
должен свободно общаться с куклами и игрушками, танцевать с ними. Такие
домашние спектакли всегда вызывают у малыша живой интерес. По окончании
спектакля родителям следует побеседовать с ребёнком по его содержанию.
Занимаясь подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша
произошли существенные сдвиги. Он стал не только понимать обращённую речь, но и
сам научился ей пользоваться. Увеличился его словарный запас, а грамматическое
оформление речи приблизилось к норме.
Занимайтесь
и любите ваших детей! Чем
активнее ВАША совместная социальная жизнь, тем больше шансов на то, что ваш
ребенок начнет говорить раньше.
Интернет-источник: Задержка речевого развития //simptomer.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступаhttp://simptomer.ru/simptom/zaderzhka-rechevogo-razvitija.– Дата доступа : 10.09.2017.
Комментариев нет:
Отправить комментарий