Играя лечим! Дыхательная гимнастика
Ребенок начинает гнусавить, говорить
монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние
притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание
сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И
это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются
вредные вещества. Поэтому дети, которые неправильно дышат, раздражительны,
плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому
дыханию.
Правильное речевое дыхание обеспечивает
нормальное звукообразование, создает условия для поддерживания громкости речи,
четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию
речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только
звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает
функциональную деятельность всех органов и систем организма. Люди которые плохо
дышат, говорят, кричат и и поют не потому, что болеют, а потому, что не умеют
правильно дышать. Научиться правильному дыханию можно с помощью дыхательной
гимнастики.
Дыхательная гимнастика оказывает
парадоксальное воздействие на организм человека:
-положительно влияет на обменные процессы,
играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и в легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в
ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-способствует рассасыванию воспалительных
заболеваний, устранению местных застойных явлений;
-налаживает нарушенные функции
сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
-исправляет развившиеся в процессе
заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
-повышает общую сопротивляемость организма,
его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние больного.
Правильное дыхание, как уже говорилось,
очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергетическая
база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и
развитие голоса. дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное
дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного
речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить
запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Упражнения
дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время, в любые режимные
моменты: на прогулке, во время утренней гимнастике, можно использовать упражнения
- как физкультминутки. А сделать упражнения интересными помогут стихи.
Упражнения для формирования диафрагмального
дыхания.
· Упражнение
« Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить
одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать
глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя
часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой).
После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной
клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит педагог, а
дети выполняют нужные действия.
· Упражнение
«Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на ширину
плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок:
медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох.
Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То
же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнения для дифференциации носового и
ротового дыхания.
· Упражнение
«Вдох- выдох». Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос,
задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный
выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
вдох через нос- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом........
· Упражнение
« Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также
спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать
на носочки, подуть),
Я подую низко- (руки перед собой, присесть,
и подуть),
Я подую далеко- (руки перед собой, наклон
вперед, подуть),
Я подую близко- ( руки положить на грудь и
подуть на них).
· Упражнение
«Снежинки».
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки
ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не
надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
· Упражнение
«Пила».
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна,
руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.
Пила, пила пили живей,
Мы строим домик
Для гостей.
· Упражнение
«Повороты».
Выполняются стоя, руки на поясе, повороты
туловища в стороны, влево поворот- вдох, вправо- выдох.
Боком- боком, боком- боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
· Упражнение
«Хлопки».
Выполняется стоя, руки опущены вдоль
туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу
сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик
Не жалеет своих ножек.
Он играет целый день,
Он не знает слова- лень.
· Упражнение
«Петушок кричит».
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно
произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».
Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках),
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать руки поднять
вверх),
Всех ребяток разбудил (подняться на носки):
«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
· Упражнение
«Одуванчик».
Выполняется сидя на корточках, раскрытые
ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку
одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелёк.
· Упражнение
«Пропеваем звуки».
Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На
выдохе пропеваем гласные звуки: а, о, у, и, э.......
Мы все весело играем,
Вместе звуки пропеваем.
Можно предложить детям поиграть в
настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и
формирования сильной воздушной струи через рот.
· Игра
«Колобок»
Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с
дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику
прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
· Игра
«Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или
положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и
увидеть картинку.
· Игра
«Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Свечи - крышки от фломастеров. Кто
больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.
Интернет-источник:Играялечим!Дыхательнаягимнастика//nsportal.ruhttp:///[Электронный
ресурс]. – 2016. – Режим доступа: nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2014/05/28 –
Дата доступа : 2.09.2016.
Комментариев нет:
Отправить комментарий