Если ваш малыш посещает
занятия с учителем-дефектологом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за
одно или даже за десять занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия
учителя-дефектолога, ребенка и его родителей.
Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-й этап — подготовительный (формирование
интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти,
фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование
и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики
и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у
многих детей медленно и требует длительной тренировки).
2-й этап — постановка звуков (вызывание
звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
Последовательность
постановки звуков:
свистящие [с], [з], [ц],
[с'], [з'];
шипящие [ш];
сонорные [л];
шипящие [ж];
сонорные [р], [р'];
шипящие [ч], [щ].
3-й этап — автоматизация - закрепление
звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и
требует длительной тренировки).
Автоматизация звуков в
словах:
По мере овладения ребенком
произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в
словах с данным слогом.
Автоматизация поставленных
звуков в предложениях:
каждое отработанное в
произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы,
потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими
исправленные звуки.
4-й этап — дифференциация поставленных и
автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной
(спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других
формах детской жизнедеятельности.
Чтобы
добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого
произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста,
дома!
Если звук
еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук
уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал,
записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
Не забывайте
выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной
речи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий