Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР.
Среди первоклассников есть такие дети, для
которых учебная деятельность представляет значительные трудности, хотя
умственно они развиты совершенно нормально. Это явление далеко не случайное.
Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.
Задолго до изучения грамматических правил
ребёнок должен овладеть основами грамоты, то есть хорошо «разобраться» в звуках
и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную
речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется
так, как слышится». Это удаётся далеко не всем детям, и у многих из них, уже в
первые дни пребывания в школе, возникают специфические трудности  (пропуски и перестановки букв в словах,  замена одних букв другими, «зеркальное»
написании букв и т.п.), которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии и
дислексии.
Дисграфия – это специфическое расстройство
письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не
зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его
плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов –
нарушение формирования высших
психических функций, задействованных в устной и письменной речи.
Дислексия – состояние,
основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность
овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень
интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного
анализаторов и оптимальные условия обучения. Основным нарушением при этом является стойкая
неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми
словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.
Предупредить ошибки всегда намного легче, чем потом их
исправить, поэтому профилактическую работу
нужно начинать как можно раньше. И это особенно важно для детей с ТНР.
Как
известно, игровая
деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольный период детства, поэтому педагогам необходимо
использовать ее возможности для профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников с тяжёлыми нарушениями
речи.
В
целях профилактики нарушений чтения и письма родители могут использовать
разнообразные методы и средства развития моторных возможностей детей. 
Предложите
детям следующие задания:
1.      Ощупывание букв, вырезанных из наждачной
бумаги.
2.       Вырывание букв из газетной бумаги.
3.       Выкладывание букв из фасоли (гороха) на
карточках, покрытых пластилином.
4.        Выкладывание букв из пуговиц, камней,
монет и т.д.
5.       Выкладывание букв из шнура, ниток
6.       Рассматривание зашумленных картин,
нахождение и обведение по контуру изученных букв.
7.       Письмо мокрым пальцем на доске.
8.       Игра «Маленькие волшебники» Превращение
одной буквы в другую путем добавления разнообразных элементов.
9.       Лепка букв из пластилина.
10.     Графический диктант
11.     Печатание букв на песке, манной крупе и
т.д.
12.     Складывание букв из частей.
13.     Обводка букв по пунктирным линиям.
14.     Игра «Чудесный мешочек» - ощупывание букв.
15.
    Изготовление букв из семечек, гороха,
фасоли, гречки
16.
    Письмо буквы в воздухе, пальцем на
ладони, спине, колене.
17.
    Выкладывание букв с помощью ниток,
шнурков.
18.
Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую
цифру.
19.
  Игра «Хлоп – топ». Отхлопывается
количество слогов в слове, а затем делается столько шагов вперёд, сколько
слогов в слове.
20.  Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый
слог из названий картинок, объединить слоги в слово .
21.
   Определить пропущенный слог в названии
картинок.
22.
   Определить слово или предложение,
произнесенное по слогам.
23.
   Выделить из предложений слова, которые
состоят из двух, трех слогов.
24.
   По сюжетной картинке назвать слова из
1;2;3 слогов.
25.  «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру
слова, ребёнок отгадывает, что это за слово (по картинкам).
26.    Узнавание букв, написанных пунктиром.
27.    Узнавание недописанных, заштрихованных
букв.
28.    Рисование второй половинки предмета.
Источник:
1.
Профилактика дислексии у
дошкольников с ТНР // maam.ru [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим
доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-disleksi-u-doshkolnikov-s-tjazhyolymi-narushenijami-rechi-sredstvami-igrovoi-dejatelnosti.
–
Дата доступа : 21.11.2023.
2.
Профилактика дисграфии у
детей с ТНР // nsportal.ru
[Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/10/16/profilaktika-disgrafii-u-detey-s-tnr-onr.
–
Дата доступа : 21.11.2023.

Комментариев нет:
Отправить комментарий