Равные возможности для всех.
Жить как все, радоваться жизни,
наслаждаться солнцем, ветром и морем, кататься на лыжах, подставлять ладошки
снежинкам и бегать по утрам босиком.
К сожалению, здоровые люди не
понимают важность этих, казалось бы, мелочей. Активный образ жизни, гламурная
жизнь, вечеринки – все эти «ценности», навязываемые средствами массовой
информации, давно вошли в нашу жизнь. Многие стараются не замечать их, никому
не нужных, «лишних» людей. Им не интересны их боль, их страдания, их бытовые
неудобства, все то, что может перерасти в отчаяние и одиночество.
Количество болезней, перенесенных
детьми, растет день ото дня. Соответственно, возрастает и количество патологий,
приобретенных детьми, а это приводит к тому, что во всем мире растет количество
детей с ограниченными возможностями. Поэтому проблема общения с данной
категорией людей стоит очень остро.
То, как мы говорим, тесно связано с
тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Многие
употребляемые всеми привычные слова, понятия и фразы могут быть оскорбительным
для людей с ограниченными возможностями. Причем, те, кто их употребляет, могут
даже не догадываться о том, что они нанесли обиду или оскорбили человека.
Увы, слишком часто в нашем обществе
звучат такие неприемлемы слова и сравнения как «больной/здоровый»,
«нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный»,
«даун», «калека» и т.п. Поэтому обществу следует прививать знание терминологии,
которая будет этически выдержанной и грамотной по отношении к людям с
ограниченными возможностями. Для этого необходима не только специальная работа
наших преподавателей в этом направлении, но и изменение всей культуры
общественных взаимоотношений.
Мы часто не замечаем вокруг себя
людей с ограниченными возможностям, и они не редко сталкиваются с непониманием,
агрессией, отрицанием, а порой и насмешками. Как воспитать в самих себе и
окружающих толерантное отношение к особым людям?
Корректное применение правильной
терминологии помогает формированию положительного общения. Даже если мы считаем
себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям
специалистов в этой области касательно того, что желательно учитывать при
общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.
Как и социальные меньшинства, права
которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к
словам, которые усугубляют их положение. Для того, чтоб изменить его, люди с
инвалидностью в странах, где движение инвалидов активней и влиятельней,
пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и
других негативных ассоциаций.
Что стоит за словом «инвалид»?
Инвалидность – это не медицинский диагноз!
Инвалидность является «результатом
взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и
барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества
наравне с другими». Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального
неравенства; инвалидность – это социальное, а не медицинское
понятие.
«Толерантная» терминология в
отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде инвалидов
присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных
терминов.
Толерантность к инвалидам — это не
только уважение, но и признание их как личности. Особые люди обладают всеми
правами здорового человека, хотя и нуждаются в помощи. Проблема формирования
толерантного отношения к инвалидам требует незамедлительного решения. Реальную
помощь могут оказать все, коммерческие и некоммерческие организации,
общественники, волонтеры.
Эти люди живут совсем рядом с нами.
Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого
могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно
талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не
вписывается в прокрустово ложе всеобщей похожести. Дети-инвалиды не абстрактные
единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой,
катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою
единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных
нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей;
душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если
речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем
они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца
жизни.
Известные люди с ограниченными
возможностями. Вы слышали про этих выдающихся людей?
Михаил Илларионович КУТУЗОВ (1745 –
1813). Прославленный русский полководец. Был тяжело ранен пулей, пробившей
левый висок и вышедшей у правого глаза, который был поврежден.
Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 – 1827).
Великий немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической
школы». В 44 года полностью теряет слух, но еще 13 лет, до самой смерти,
продолжает писать музыку.
Франклин Делано РУЗВЕЛЬТ (1882 –
1945). 32-й президент Соединенных Штатов Америки. В 1921 года переболел
полиомиелитом, в результате чего были парализованы ноги, и он не мог отойти от
инвалидной коляски. Но в 1928 году был избран губернатором штата Нью-Йорк,
потом переизбран, а в 1932 году победил в президентской кампании.
Стивен Уильям ХОКИНГ (род. в 1942
г.). Английский физик-теоретик и космолог, создатель и руководитель Центра
теоретической космологии в Кембридже, популяризатор науки. В 20 лет у него
стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели
к параличу. В 1985 году перенес тяжелое воспаление легких. После серии операций
ему была удалена трахея, и он утратил способность говорить. Некоторую
подвижность сохранял лишь указательный палец на правой руке. Впоследствии
подвижность осталась лишь в одной мышце щеки, напротив которой закреплён
датчик. С его помощью физик управляет компьютером, с помощью которого может
общаться с окружающими. Сергей Валентинович ШИЛОВ (род. в 1970 г.).
Шестикратный паралимпийский чемпион. Семикратный чемпион Мира по лыжным гонкам.
Четырёхкратный чемпион Европы. Трехкратный обладатель Кубка Мира по лыжным
гонкам. Неоднократный призёр чемпионатов Европы по лёгкой атлетике и других
соревнований. Заслуженный мастер спорта России. В автокатастрофе получил
тяжелую травму с перелом грудных позвонков. В 1990 году вернулся в большой спорт: участник пяти
Летних и призер четырех Зимних Паралимпийских игр (1992 – 2010 гг.).
Диана ГУРЦКАЯ. Российская эстрадная
певица и общественный деятель, Заслуженная артистка России. От рождения
незрячая. Окончила школу-? интернат для незрячих и слабовидящих детей в
Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет
учиться игре на фортепиано. В 1995 стала одним из победителей музыкального
конкурса «Ялта — Москва — Транзит». Окончила Эстрадное отделение московского
Музыкального училища имени Гнесиных, окончила Институт современного искусства и
поступила в магистратуру факультета искусств МГУ им. Ломоносова.
Ник ВУЙЧИЧ (род. в 1982 г.).
Австралийский христианский проповедник и общественный деятель. Всемирно
известный «мотивационный спикер». Его выступления обращены к детям и молодёжи,
в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни и развития своих способностей.
Родился с синдромом тетраамелии (редкое наследственное заболевание, приводящее
к отсутствию четырёх конечностей).
Николай Островский ( 1904 – 1936)
Автор романа «Как закалялась сталь». С 1927 года и до конца жизни Островский
был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на
состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы.
Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное
окостенение суставов». Современные врачи на основании сохранившихся данных о
состоянии здоровья писателя и течении его болезни выдвигают гипотезу, что
Островский был болен анкилозирующим спондилоартритом, известным также как
болезнь Бехтерева, который мог носить наследственный характер.
Вы знаете, что, с медицинской точки
зрения, все они – инвалиды 1-й группы? Толерантность необходима по отношению к
людям с ограниченными возможностями!
Главное помнить: «Человек лишь там
чего-то добивается, где он верит в свои силы».
Источник:
Отношение
к инвалидам – признак толерантности общества // rosopeka.ru [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа : https://rosopeka.ru/articles/2994/87414/
– Дата доступа : 21.09.2023.
Комментариев нет:
Отправить комментарий